Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования ивыхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания.
Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация,
касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.
К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам:
ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе,
разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.
Дело в том, что когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части: Общие сведения о стандарте В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится
профстандарт педагога дошкольного образования,
какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности.
Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель».
К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования.
Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320)
и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования). Функциональная картаЗдесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог.
Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по
отношению к детям будут функции: - обучения; - воспитания; - развития.
Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции,
упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.),
требования к образованию и другие квалификационные условия.
Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника,
утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Профстандарт для педагога ДОУ, должен стать новым и эффективным способом упорядочения
работы детских садов и других дошкольных учреждений,
повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них,
а также добиться большей компетентности от работников.
Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…