"Территория счастливого детства" -
эффективное развитие детей в дошкольном учреждении.
Создание предметно - развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ к ООП ДО.
Авторы проекта
Заведующий МДОУ д/с №5 «Брусничка»
О.А. Проценко
Заместитель заведующей по
методической и воспитательной работе
С.М Папаева
г. Бодайбо 2012г.
Управленческая проблема
В связи с введением в практику работы ФГТ к основной общеобразовательной программе и предметно – развивающей среды был проведён анализ существующих условий в учреждении. Посредством, которого была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в МДОУ д/с №5 отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды.
Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах МДОУ д/с №5: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то ест наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.
Таким образам возникает противоречие: в детском саду создана предметно – развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести.
Цель: Создание предметно - развивающей среды в соответствии с Федеральными государственными требованиями с целью улучшения условий пребывания детей в ДОУ.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно – развивающей и предметно – игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир детства» МДОУ д/с №5.
2. Формировать профессиональную компетентность педагогов в условиях внедрения федеральных государственных требований.
3. Разработать рекомендации по созданию предметно – развивающей и предметно – игровой среды в МДОУ д/с №5 с учётом возрастных особенностей, потребностей и интересов детей;
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной;
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно – развивающей среды;
6. Внедрить инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что создание предметно-развивающей среды будет способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МДОУ д/с №5.
Сроки реализации: 2012 – 2015 г.г.
Концепция проекта
Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в МДОУ д/с №5 важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. Каждому коллективу дошкольного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления стол отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее современному выявлению и становлению его способностей.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников МДОУ д/с №5. Всё это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно – развивающей среды, реализованных в рамках проекта «В мире детства».
Ресурсное обеспечение проекта
Материальные затраты на реализацию проекта составят расходы на приобретение современного игрового и дидактического оборудования, рекомендованного примерным перечнем ФГТ предметно-развивающей среды в ДОУ в каждой возрастной группе.
Общая денежная сумма, необходимая для пополнения предметно-развивающей среды на группу дошкольного возраста, согласно бюджетного финансирования и привлечение внебюджетных средств.
1.Материалы и оборудование для игровой деятельности
- Игрушки - персонажи и ролевые атрибуты
- Игрушки - предметы оперирования
- Маркеры игрового пространства
- Поли - функциональные материалы
2. Материалы для игры с правилами
- Для игр на ловкость
- Для игр «на удачу»
- Для игр на умственную компетенцию
3.Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
3.1. Материалы для изобразительной деятельности:
- Для рисования
- Для лепки
- Для аппликации
3.2 Материалы для конструирования
- Строительный материал
- Конструкторы
- Детали конструктора
- Плоскостные конструкторы
- Бумага, природные и бросовые материалы
4. Материалы и оборудование для познавательно – исследовательской деятельности
- Объекты для исследования в действии
- Образно – символический материал
- Нормативно – знаковый материал
5. Материалы и оборудование для двигательной активности
- Для ходьбы, бега и равновесия
- Для прыжков
- Для катания, бросания, ловли
- Для ползанья и лазанья
- Для общеразвивающих упражнений
6.Материалы и оборудование для музыкальной деятельности
- Музыкальные инструменты
- Оборудование для музыкальных занятий
Содержание деятельности педагогов и детей в ходе реализации проекта
На этапе формирования предметно-развивающей среды в МДОУ д/с №5 необходимо организовать большую многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта «В мире детства». Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде МДОУ д/с №5.
В ходе реализации проекта педагогам придётся выступать в качестве дизайнеров, декораторов, портных, художников, конструкторов, психологов и мастеровых. Найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать пространство детского сада. Зонирование помещений продумать и решить таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства необходимо будет сформировать разные центры.
Подобрать с учётом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установить так, что ребёнок мог найти удобное и комфортное место для своей деятельности исходя из эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально используемое пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения.
Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства
- Сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
- Сенсомоторного развития «Мир под рукой»;
- Уединения «Мой милый домик»;
- Безопасности;
- Конструирования «Маленькие строители»;
- Физкультурно-оздоровительный «Юные спортсмены»;
- Театрализованный «Играем в театр»
- Краеведения «Мой край»; «Мой город – Бодайбо»;
- Творчества «Талантливые пальчики»;
- Музыкальный «Мир музыки и звуков»;
- Развития речи «Говорю правильно»;
- Групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»;
- Центр песка и воды;
- Природы «Юные экологи»;
- Экспериментирования «Юные исследователи»;
- Развивающих игр «Эрудиты».
Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребёнком из окружающей его среде. В игре дети стараются подражать взрослым.
Представленные в центре сюжетно-ролевых игр «Мы играем» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Особое внимание в МДОУ д/с №5 уделяется оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп должна быть сделана ставка на приближение предметной среды к домашней.
Большое внимание необходимо уделить воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах на видном месте должны быть выставлены атрибуты, литература, предметы национальной культуры народов Севера, Иркутской области.
При оформлении учитывается мнение воспитанников, и используются работы, изготовленные под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.
Оформление лестничных маршей и коридоров МДОУ д/с №5.
Каждый стенд, выполненный руками педагогов, имеет определённое смысловое значение. Так, предлагается к оформлению следующие стенды:
- Информационные: Визитные карточки о жизни МДОУ д/с №5;
- Педагогический вестник, для вас родители, родителям о малышах, дорожная азбука, олимпийские резервы;
- Познавательно-развивающие: Я познаю мир, Бодайбо - моё будущее;
- Достижений: Фотогалерея из жизни детского сада, галерея звёзд, с кисточкой в ладошке, в гостях у сказки и т. д.
При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.
Предполагаемый результат проекта
Таким образом, коллектив сумеет сделать так, чтобы предметно – развивающая среда станет соответствовать требованиям нормативных документов ФГТ к ООП ДО.
Ожидается, что в проекте примут участие сотрудники МДОУ д/с №5. В ходе реализации проекта заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно – развивающей среды будут привлечены родители, что положительно повлияет на взаимодействие участников образовательного процесса.
Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выберет занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Значительно возрастёт продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов. Экспериментов, игровых импровизаций и т.д.
Рабочий план реализации проекта
Наименование мероприятия
|
Исполнитель
|
Сроки реализации
|
Подготовительный этап
|
Изучение нормативных
документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и
игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды
для детей дошк. возраста, материала по
истории и стилям дизайна.
|
Заведующая, заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель. | Сентябрь
|
Составление рабочего
плана по реализации проекта, определение ответственных лиц.
Разработка проекта.
|
Заведующая,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, старший
воспитатель.
|
Октябрь
|
Анализ условий,
которые должны быть с созданы в соответствии
с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами:
концепцией дошкольного воспитания В.В. Давыдов, В.А. Петровский; Программа «Детство»
г. Санкт – Петербург, 2012г.; Федеральные государственные требования к
предметно-развивающей среде ДОУ.
|
Заведующая,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, старший
воспитатель.
|
Ноябрь
|
Общее собрание
коллектива: определение цели и задачи проекта; создание творческой группы
|
Заведующая,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, старший
воспитатель.
|
Декабрь
|
Изучение
особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в
соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого
оборудования в игровых центрах.
|
Творческая группа
|
Январь
|
Разработка
рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды в МДОУ д/с №5 согласно
возрастным особенностям.
|
Творческая группа
|
Январь
|
Разработка проекта
организации группового пространства. Отвечающего современным критериям
функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и
социальной деятельности.
|
Творческая группа
|
Февраль
|
Отбор лучших
разработок для внедрения и публикации
|
Творческая группа
|
Март
|
Деятельностный этап
|
Обучающий семинар
для воспитателей групп по теме «Принципы построения предметно-развивающей
среды в детском саду»
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
Октябрь
|
Консультации по
темам:
- Возрастные
особенности детей и стиль оформления группового помещения;
- Эстетические
требования, предъявляемые к оформлению группы;
- Организация
декоративно-оформительской работы;
- Совместная
деятельность участников образовательного процесса в создании
предметно-развивающей среде.
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
Ноябрь - май
|
Анкетирование
воспитателей и родителей групп, с целью изучения их отношения к данной
проблеме. Наличие у участников педагогического процесса чёткого представления
о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности.
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
Ноябрь
|
Организация выставки
методической литературы, научной и пособий по созданию развивающей среды в
МДОУ д/с №5.
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
Ноябрь
|
Круглый стол на тему
«Эстетика и предметно-развивающая среда детского сада – роскошь или острая
необходимость»
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
|
Тренинговое занятие
на тему «Подбор и размещение в групповых помещениях материала и
оборудования с учётом гигиенических, педагогических и эстетических
требований».
|
Заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
|
Подбор, составление
сметы и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и
игровой мебели и игровых уголков.
|
Заведующая, заместитель
заведующей по воспитательной и методической работе, старший воспитатель.
|
Март-май
|
Зонирование
групповых помещений, согласно рекомендациям и принципам построения
развивающей среды.
|
Заведующая,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, старший
воспитатель.
|
Январь - май
|
Работа по созданию
развивающей среды в групповых для решения задач, обеспечивающих полноценное
развитие детей.
|
Творческая группа
|
В течении срока
проекта
|
Проведение смотров
конкурсов, центров в групповых помещениях
|
Заведующая,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, старший
воспитатель.
|
|