В целях оказания общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, в условиях детского сада,
на основании приказа №135 от 05 октября 2012 года,
решения совета педагогов МДОУ №5 "Брусничка" № 24 от 02 октября 2012 года,
утверждена программа ЛФК "Лечебная гимнастика по Стрельниковой"
для детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующего вида.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ К ООП ДО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ”
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА № 5 В соответствии
с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания
образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в
дополнительных занятиях лечебной физической культурой.
До
недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья
ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства,
элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном
учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные
патологические и предпатологические состояния.
ЛФК
по Стрельниковой позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях.
В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением речи, так как это
– единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышцы артикуляционного
аппарата органов дыхания. Противопоказания могут носить лишь временный
характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Причины,
вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди
главных можно выделить следующие: ухудшение экологической обстановки, вызвавшее
снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными
проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные
проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей.
Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов
ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не
способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной
терапии.
Физические
упражнения и дыхательная гимнастика – это главное средство ЛФК, а лечебная
гимнастика – одна из форм ЛФК.
Пояснительная
записка
Результат
опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в
дошкольном возрасте следующие отклонения: часто болеющие дети, бронхолегочная
патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной
патологии, (особенно в старших подготовительных группах).
Лечебное
действие физических упражнений и дыхательной гимнастики объясняется важной
биологической ролью движений и дыхание в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает состояние органов дыхания, ускоряет
восстановительные процессы. Дыхательная гимнастика с упражнениями оказывают
действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
Различают
четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений:
тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и
нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной
литературе.
Таким
образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом
и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают
бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного
пресса нормализуют перистальтику кишечника.
Лечебное
действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.
Цель
программы:
Оказать общеукрепляющее воздействие
на организм ребёнка, условиях детского сада.
Основные
задачи программы:
1. оказание общеукрепляющего
воздействия на организм ребенка;
2. формирование
и закрепление навыка правильной осанки;
3. обучение
детей правильному дыханию.
4. повышение неспецифической реакции
организма.
5. приобщение
детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.
6. удовлетворение естественной биологической потребности
в движении.
Программа лечебной гимнастики
строится на принципах:
· Индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой
упражнений;
· Систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
· Длительности - применение
физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно
лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
· Разнообразия и новизны -
обновление физических упражнений ;
· Умеренности -
продолжительность занятий 20 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
· Цикличности - чередование
физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Прогнозируемая
результативность:
Предполагается,
что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение %
детей имеющих нарушение речи,укрепление физического здоровья, снижение частоты респираторных заболеваний,
повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение
эмоционального благополучия.
Учебно-тематический
план
Занятия проходят в дневное время, два раза
в неделю длительность - 20 минут.
Место проведения занятий – физкультурный
зал.
Группы
комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы до 15
человек.
Дети могут заниматься курсом лечебной
гимнастики без перерыва в течение 8-12 месяцев
Занятие состоит из трех частей: вводной,
основной, заключительной.
Задача вводной части – организация детей
для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие
игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 4 минут.
В
основной части задачей являетсятренировка мышц артикуляционного аппарата и органов дыхания. Продолжительность основной части – 10-13
минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами
(гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.).
Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального
состояния ребенка.
Заключительная
часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление
навыков осанки и приведение организма в спокойное состояние. Для этого
используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной
осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут.
Для
определения эффективности занятий используются легковоспроизводимые и
доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия,
плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической
подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется
также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия
ребенка.
В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.