Программа кружка "САМОДЕЛКИНО" для детей младшего дошкольного возраста (адаптированная)
Руководитель Беспалова С.А.
Пояснительная
записка.
Современные социально-экономические условия нашего общества предъявляют новые требования к личности человека. В настоящее время нужен человек инициативный, способный нестандартно решать сложившиеся проблемы, способный к творческому созиданию и самореализации. Доказано, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.). Художественно-творческие способности рассматриваются учеными как специфические индивидуально-психические особенности личности, обеспечивающие успех в создании предметов материальной и духовкой культуры, в открытии новых идей и изобретений.
По мнению исследователей, творческие
способности могут развиваться только в конкретной
деятельности: в музыкальной (Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, и др.); в речевой
(Л.М. Гурович, О.С. Ушакова и др.); в продуктивной (Т.Г Казакова, Т.С. Комарова и др.). Разделяя точку зрения З.А
Богатеевой, М.А. Гусаковой, мы считаем, что художественный вид
деятельности развивает фантазию, побуждает детей к творчеству.
Вместе с тем, анализ практического опыта
показала, что чаще всего конструирование
в ДОУ используется как деятельность, направленная на приобретение общих умений
и навыков, при этом упускаются возможности для формирования у детей
художественно-творческих способностей.
Теоретические основы детского творчества представлены в исследования Н.А. Ветлугиной и ее учеников. Они полагают, что детское творчество - это субъективное творчество, в результате которого «... ребенок активно открывает, что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Успешному развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста способствует дополнительная образовательная программа, разработанная на основании программы «Самоделкино» М.В. Крулехт, А.А Крулехт, а также методических рекомендации программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.), с учетом реализации межпредметных связей по «Художественное творчество», «Социализация», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, всего запланировано 36 - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Цель:
Совершенствовать практические умения и
навыки детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, свободное применение
поделок в играх и творческой деятельности.
-
Познакомить детей с приёмами конструирования . учить создавать своими руками поощрять
вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Учить конструировать по простейшим
чертежам, формировать обобщенные способы конструирования, пространственное мышление.
- Включать
созданные поделки в детскую досуговую
деятельность, организовать выставки творческих работ.
-
Развивать у детей воображение, память, мышление, мелкую моторику рук, стремление
к самостоятельности.
-
Активизировать и расширять словарь детей.
-Пластилин
- Сухие листья
- Шишки мох
- Семена растений
-Цветная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Фольга
- Клей, краски
Инструменты
и приспособление
-Ножницы
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и
доска для лепки
-
Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок
Ожидаемый результат:
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
Месяц |
Тема |
Кол-во часов |
Сентябрь |
1.
Пластилинография. «Созрели яблочки в саду» 2.
Волшебные полоски. «Серьги для уголка ряженья» 3.
Оригами «Грибочки в лукошке» (коллективная работа) 4.
Аппликация из природного материала (листьев) «Рыбка» |
1 1 1 1 |
Октябрь |
1.
Аппликация « Дом для Фили» 2.
Техника работы с мятой бумагой. «Бусы» 3.
Пластилинография. «Грибок» 4.
Волшебные полоски. «Браслеты» |
1 1 1 1 |
Ноябрь |
1.
Конструирование из бросового материала. «Тележка» 2.
Аппликация. «Украсим ведро» 3.
Волшебные полоски. «Аптечка доктора Айболита» 4.
Техника работы с мятой бумагой. «Змея» |
1 1 1 1 |
Декабрь |
1.Конструирование
из бросового материала. «Санки» 2.Волшебные
полоски. «Усы для кота Неумейки» 3.
Обрывная аппликация. «Снег идет» 4.
Пластилинография. «Снеговик» |
1 1 1 1 |
Январь |
1.
Аппликация. «Украсим варежку» 2.
Аппликация. «Пирамидка» 3.
Техника работы с мятой бумагой. «Барашек» 4.
Обрывная аппликация. «Снежный ком» |
1 1 1 1 |
Февраль |
1.
Волшебные полоски. «Снежинка» 2.
Оригами. «Самолет» 3.
Аппликация из бросового материала «Мишка» 4.
Аппликация. «Кораблик» |
1 1 1 1 |
Март |
1.
Оригами. «Цветок для мамы» 2.
Аппликация из бросового материала. «Зайчик» 3.
Конструирование из природного материала. «Веточки с листочками» 4.
Волшебные полоски. «Цветы из снежинок» |
1 1 1 1 |
Апрель |
1.
Пластилинография. «Птичка» 2.
Аппликация. «Веселые неваляшки» 3.
Обрывная аппликация. «Цыплята на лугу» 4.
Конструирование из бросового материала. «Домик для гномика» |
1 1 1 1 |
Май |
1.
Обрывная аппликация. «Ледоход» 2.
Техника работы с мятой бумагой. «Лиса» 3.
Конструирование из природного материала. «Лебединое озеро» (Коллективная
работа) 4.
Аппликация «Посуда бабушки Федоры»
(Коллективная работа» |
1 1 1 1 |
|
|
36 |