На сегодняшний день в МКДОУ д.с. №5 дополнительное образование
не реализуется.
Программы кружков:
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
В практике нашего дошкольного учреждения широко используются вариативные формы работы.
В целях получения государственных гарантий общедоступности образования в МДОУ д/с комбинированного вида №5 «Брусничка» работает консультативный пункт для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения от 5 до 7 лет. Это одна из вариативных форм представления услуг в области образования, консультативный пункт обеспечивает запросы родителей, дети которых не имеют возможности по разным причинам посещать детский сад. Деятельность в консультативном пункте ведётся согласно плана утвержденного в начале учебного года.
Посещаемость в среднем составляет 7-11 человек, это вполне достаточная цифра, если учесть, что в микрорайоне находится еще 1 дошкольное образовательное учреждение. Родители понимают, что процесс воспитания детей - это сложный процесс, требующий постоянных консультаций у специалистов. Рассматривая данные по работе Консультативного пункта в течение года, можно увидеть, что наибольшим спросом пользуются консультации логопеда и педагога-психолога. Среди часто встречающихся вопросов индивидуальных консультаций такие как логопеда - нарушение в произношении определенных звуков; занятия по постановке правильного звука; педагога-психолога - возрастные особенности детей, определение уровня развития своего ребенка, подборка упражнений для коррекции.
Консультативный пункт выполняет свою цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Положение о логопедическом пункте
Коррекционно-развивающая программа
"Готовность к обучению в школе"
для детей старшего дошкольного возраста
(адаптированная)
Актуальность.
В последнее время задача подготовки дошкольников к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологии. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, на сколько, верно определяется уровень подготовленности детей к школьному обучению. В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
В связи с актуальностью данной проблемы перед нами встала задача: выявить уровень готовности детей к школе, который позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович, 1968, с. 210). Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания.
Программа является адаптированной. В основу положена авторская программа педагога-психолога И.В. Дубровиной «Готовность к школе».
Цель данной программы - формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. выявление уровня психического развития ребёнка;
2. развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов;
3. развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
4. развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
5. формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Принципы реализации программы:
Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.
Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (1 раз в неделю).
Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корригируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.
Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.
Данная программа включает в себя занятий: по 1 занятию в неделю. Каждое занятие включает в себя вводную часть: ритуал приветствия; рефлексия своего настроения на начало занятия; основную часть: 3 игровых упражнения и пальчиковую игру на развитие мелкой моторики; заключительную часть: рефлексия своего настроения на конец занятия; ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную коррекцию личностных и психических особенностей ребёнка; динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость; научит рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
Методами коррекционно-развивающей работы являются: арт-терапия, ролевые игры, пальчиковая. Формы работы: групповая и индивидуальная.
Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. По результатам первичной диагностики комплектуется группа с низким уровнем психического развития – 12 - 15 человек.
Характеристика уровней готовности детей к обучению в школе.
Высокий – относятся дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений об окружающем мире (сформированы понятия), дети понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника. У детей устойчивый интерес к учебной деятельности (охотно посещает занятия, активно участвует в них: задает вопросы, интересуется дополнительной информацией). Интересы ребенка широкие и устойчивые. Положительно относится к учебному трудному и новому заданию. Может самостоятельно реализовывать свои познавательные интересы. Отмечается наличие устойчивого и аргументированного желания учиться в школе. Познавательная активность не зависит от характера деятельности и знаний ребенка.
Средний – У ребенка недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову). Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание учиться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний ребенка (избирательность).
Низкий – Интерес к обучению не выражен (маловыражен): отказ от деятельности, пассивность на занятиях. Негативное отношение к новому, трудному. Интересы крайне узкие и кратковременные. Не желает учиться в школе или желание обосновывает бессмысленными доводами.
С целью повышения эффективности реализации программы в процесс психологической подготовки детей включаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: педагоги, родители. Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, составление буклетов, информационных листовок, проведение семинаров – практикумов, посещение родителями открытых занятий.
Ожидаемые результаты. К концу реализации программы предполагается, что ребёнок будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные, он получит представления о правилах школьной жизни, возрастёт его интерес к учебной деятельности; ребёнок получит социальный опыт, научится выстраивать бесконфликтное общение со сверстниками и взрослыми; повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания; сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления.
Разработано календарно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми в группах компенсирующей направленности...