Программа кружка "УМКА"(адаптированная) для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.
Одна
из основных задач воспитания маленького ребёнка – развитие его умственных способностей, применение полученных знаний в деятельности. Как
обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд? Как научить маленького ребёнка думать? Необходимо
постепенно вводить его в мир знаний, через постановку проблемных ситуаций, игровых
заданий и познавательных вопросов. Большой интерес у ребят вызывают задачи на смекалку, головоломки,
логические задачи, загадки-шутки и другие занимательные игры. Они учат детей – дошкольников рассуждать,
сравнивать, обобщать, анализировать, делать элементарные умозаключения – иными
словами, самостоятельно мыслить.Это
особенно важно при подготовке детей к школе. Программа кружка рассчитана на три года.
Данная программа включает в себя серию проблемных ситуаций, игровых заданий и познавательных
вопросов для детей среднего, старшего, подготовительного возраста. Кружок
«Умка» организуется во вторую половину
дня через совместную деятельность
педагога с детьми 1 раз в неделю, общей
продолжительностью 20-30 мин в зависимости от возраста. 15 часов в учебном году
(33 темы) Программа составлена с учётом реализации образовательной области
«Познание» и направлена на развитие интеллектуальных способностей детей пятого
года жизни. Для работы кружка используются игры и упражнения З.А.Михайловой,
Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой, Ю.А.Соколовой и др.
Цели программы кружка:
- первого года обучения: развитие
у детей 5- го года дошкольного возраста начал логического
мышления, познавательных и творческих способностей через дидактические игры
математического содержания.- второго года обучения: формирование у детей 6 – го года жизни наглядно – действенного и наглядно – образного мышления; продолжать развивать логику, внимание, память, используя дидактические игры математического содержания.
- третьего года обучения: у детей 7 – го года жизни закрепить умение логически мыслить, проявлять творчество, фантазию, смекалку; продолжать развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Два раза в учебном году (октябрь, май) проводится мониторинг оценки полученных знаний. По его результатам у детей выявляется уровень освоения содержания курса кружка.
Основные задачи программы кружка:
1.Формировать важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
2.Выработать усидчивость.
3.Развивать конструктивные умения.
4.Стимулировать речевое развитие через использование заданий на тренировку мелкой моторики рук, развивать художественно-графические навыки.
5.Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, чувство коллективизма.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 4 – 5 лет
· Складывать разрезанную картинку из 5 -7 частей.
· Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
· Находить и объяснять 5 отличий между предметами и явлениями.
· Находить среди предложенных четырёх предметов лишний, объяснять свой выбор.
· Находить в группе слов лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее. Например, в группе слов: кукла, мячик, книга, неваляшка лишним будет слово «книга», все остальные слова относятся к группе «игрушки»
· Определять последовательность событий.
· Называть противоположные по значению признаки предметов.
· Выполнять задание самостоятельно, не отвлекаясь, по предложенному образцу.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет
· Складывать разрезанную картинку из 9 – 12 частей.
· Сравнивать предметы между собой.
· Классифицировать предметы и явления.
· Называть группы предметов одним словом.
· Находить лишний предмет.
· Узнавать предметы по описанию.
· Устанавливать простые закономерности.
· Находить и объяснять ошибки художника.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 6 - 7 лет
· Находить и объяснять 10 отличий между предметами.
· Складывать разрезанную картинку из 15 частей.
· Воссоздать геометрические фигуры.
· Решить задачу – шутку, головоломку.
· Решить небольшой кроссворд, ребус.
· Складывать из геометрических конструкторов силуэты, опираясь на схему («Танграмм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора» и др.)
· Выделять свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицировать их
· Правильно штриховать фигуры.
Ожидаемые результаты:
4 – 5 лет. По окончании курса программы кружка дети среднего дошкольного возраста должны уметь решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
5 – 6 лет. По окончании второго года обучения в кружке ребёнок должен проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы. Должен самостоятельно ставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, дидактической игре. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно – исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. Ребёнок должен слушать и понимать взрослого, действовать по правилу и образцу.
6 – 7 лет. По окончании третьего года обучения в кружке ребёнок должен уметь применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации должен преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел, правильно выбрать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Должен уметь пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленять существенные родовые признаки и осуществлять группировку предметов, доказывать правильность обобщений, выражать логические связки и зависимости. Проявлять творчество в интеллектуальных играх, интересоваться разгадыванием кроссвордов, ребусов, головоломок.
Календарно – тематическое планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Месяц |
Тема |
Количество часов в
неделю |
Сентябрь
|
Мониторинг.
1. «Поиграй-ка». |
|
Октябрь
|
1. «Листопад заданий».
|
1
1 1 1 1 |
Ноябрь
|
1. «Путешествие в лес».
2. «Наши любимые животные». 3. «Загадки Лесовичка». 4. «Учёный кот Мурзик». |
1
1 1 1 |
Декабрь
|
1. «В гости к Снеговику».
2. «Ребята и зверята». 3. «Зимушка - зима». 4. «Новый год!» |
1
1 1 1 |
Январь
|
1. «Мы спортсмены».
2. «Поиграем с Медвежонком». 3. «Самый маленький Гном». 4. «Ошибки художника». |
1
1 1 1 |
Февраль
|
1. «Кем быть?».
2. «Храбрый капитан». 3. «Помоги Незнайке». 4. «Лесная братва». |
1
1 1 1 |
Март
|
1. «Три поросёнка».
2. «Дети на дороге». 3. «Занимательные игры». 4. «Под водой». |
1
1 1 1 |
Апрель
|
1. «Кораблик «Плюх - плюх».
2. «Комическое путешествие». 3. «Посуда – Федорино горе». 4. «Модельеры - одежда». 5. «Хрюша заблудился». |
1
1 1 1 1 |
Май
|
1. «На лужайке».
2. «Мы строители». 3. «Пройди лабиринт». Мониторинг. |
1
1 1 |