В целях оказания общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, в условиях детского сада, на основании приказа №135 от 05 октября 2012 года, решения совета педагогов МДОУ №5 "Брусничка" № 24 от 02 октября 2012 года, утверждена программа ЛФК "Лечебная гимнастика по Стрельниковой" для детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующего вида.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ К ООП ДО "МИР ДЕТСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПО СТРЕЛЬНИКОВОЙ”
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях лечебной физической культурой.
До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
ЛФК по Стрельниковой позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением речи, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышцы артикуляционного аппарата органов дыхания. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии.
Физические упражнения и дыхательная гимнастика – это главное средство ЛФК, а лечебная гимнастика – одна из форм ЛФК.
Пояснительная записка
Результат опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, (особенно в старших подготовительных группах).
Лечебное действие физических упражнений и дыхательной гимнастики объясняется важной биологической ролью движений и дыхание в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает состояние органов дыхания, ускоряет восстановительные процессы. Дыхательная гимнастика с упражнениями оказывают действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе.
Таким образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.
Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.
Цель программы:
Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, условиях детского сада.
Основные задачи программы:
1. оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
2. формирование и закрепление навыка правильной осанки;
3. обучение детей правильному дыханию.
4. повышение неспецифической реакции организма.
5. приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.
6. удовлетворение естественной биологической потребности в движении.
Программа лечебной гимнастики строится на принципах:
· Индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
· Систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
· Длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
· Разнообразия и новизны - обновление физических упражнений ;
· Умеренности - продолжительность занятий 20 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
· Цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Прогнозируемая результативность:
Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение % детей имеющих нарушение речи,укрепление физического здоровья, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.
Учебно-тематический план
Занятия проходят в дневное время, два раза в неделю длительность - 20 минут.
Место проведения занятий – физкультурный зал.
Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы до 15 человек.
Дети могут заниматься курсом лечебной гимнастики без перерыва в течение 8-12 месяцев
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 4 минут.
В основной части задачей являетсятренировка мышц артикуляционного аппарата и органов дыхания. Продолжительность основной части – 10-13 минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.). Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального состояния ребенка.
Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут.
Для определения эффективности занятий используются легковоспроизводимые и доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия, плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка.
В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.