Коррекционно-развивающая программа "ХОЧУ УЧИТЬСЯ!"
(по повышению мотивационной готовности
дошкольников 6–7 лет к школе) активизации коммуникаций в семье.
Актуальность. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к школе", который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения. Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Все это делает особо важным организацию целенаправленной работы по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению с помощью реализации программы психологического сопровождения. Программа является адаптированной. В основу положена авторская программа педагога-психолога Шайнуровой И. Р. «Учись учиться».
Цель программы: Формирование школьной готовности у детей с
мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- способствовать
удержанию внутренней позиции будущего ученика;
- развивать
высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие,
воображение) и формировать их произвольность;
- формировать
коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые
для успешного протекания процесса обучения;
- повышать
уверенность в себе и развивать самостоятельность; формировать самосознание и
адекватную самооценку;
- обеспечивать
атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в
ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства
ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
- продолжать
учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление,
предупреждать негативные эмоции.
Формы работы:
- групповые
занятия;
- индивидуальная
работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года)
диагностику готовности дошкольников подготовительной группы к школьному
обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к
ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании
родителей и педагогов.
- работа с родителями детей - участников программы предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.
Два раза в год (сентябрь, апрель) с будущими первоклассниками проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:
1. Беседа
по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника"
(разработана Н.И. Гуткиной);
2. Проективная методика "Рисунок
школы".- определение отношения ребенка к школе и уровня школьной
тревожности.
3. методика Д.В.Солдатова «Мотивационная
готовность к школе».
Форма организации - подгрупповая (численность 10 - 12 человек). Во время
занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.
Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.
Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной
деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится
на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение
психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Игра является эффективной формой коррекции
психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает
положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и
создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в
которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает
широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической
деятельности.
Принципы проведения занятий:
- системность
подачи материала,
- наглядность
обучения,
- цикличность
построения занятия,
- доступность,
- проблемность.
Структура группового занятия:
- Ритуал
приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия
прошлого занятия.
- Основное
содержание занятия.
- Рефлексия
прошедшего занятия.
- Ритуал
прощания.
Мотивационный компонент представлен в
занятиях в виде:
- создания
положительного образа школьника;
- при
выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут
работать как настоящие школьники;
- подкрепление
положительного отношения к школе;
- закрепления
знаний о школьных принадлежностях;
- закрепления
образцов ролевого поведения;
- формирования
чувства уверенности в роли ученика.
Характеристика уровней мотивационной
готовности детей.
Высокий – относятся дети, которые имеют достаточно широкий круг
представлений о школе (сформированы понятия), дети понимают роль учителя и
ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что
учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное
количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к
моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.
Средний – преобладает у большинства. Ограниченные представления
о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру,
ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие
ролей и т.д.) Другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием
самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о
формирующейся мотивационной готовности к школе.
Низкий – относятся дети, которые имеют весьма ограниченное представление о
школе. У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная
с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии
формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень
развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие
дошкольники нуждаются в специальном включении в систему
коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в
личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес,
положительные эмоции к познавательным задачам.
Работа
с родителями:
В
программе предусмотрены не только совместные детско – родительские
консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с
родителями посредством домашних заданий и последующими обсуждением с целью
:
- повышения
общей сезитивности к ребенку, его проблемам;
- расширение
возможностей понимания родителями своего ребенка,
- улучшение
рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
активизации коммуникаций в семье.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном
виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде
всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
·
ребенок хочет идти
в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
·
учение привлекает
его как серьезное, социально значимая деятельность;
·
сформирована
широкая полимотивация учения;
·
сила учебных
мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
·
сформирована
устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные
мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
·
ребенок свободно
вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую
степень осознания мотивационной сферы.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция - стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.
Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.