МКДОУ д/с №5 - "ХОЧУ УЧИТЬСЯ!"
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Суббота,20.04.2024,13:15

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА"

САЙТ функционирует с
16.11.2012
  
И ЭТО ВСЕ О НАС

Телефоны служб, электронные адреса учреждений

Наш опрос
С какого возраста нужно знакомить детей с правилами пожарной безопасности?
Всего ответов: 70

Категории раздела



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"ХОЧУ УЧИТЬСЯ!"

Коррекционно-развивающая программа "ХОЧУ УЧИТЬСЯ!"
(по повышению мотивационной готовности
дошкольников 6–7 лет к школе) активизации коммуникаций в семье.

 Руководитель: Кутьина Олеся Владимировна, педагог - психолог 2 квалификационной категории

Актуальность. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к школе", который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения. Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Все это делает особо важным организацию целенаправленной работы по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению с помощью реализации программы психологического сопровождения. Программа является адаптированной. В основу положена авторская программа педагога-психолога Шайнуровой И. Р. «Учись учиться».

Цель программы: Формирование школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;

- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;

- формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность; формировать самосознание и адекватную самооценку;

- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;

- продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.                                                                    

Формы работы:

- групповые занятия;

- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительной группы к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

- работа с родителями детей - участников программы предусматривает: анкетирование родителей; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов; индивидуальную консультативную работу.

Два раза в год (сентябрь, апрель) с будущими первоклассниками проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:                                                                               

1. Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника" (разработана Н.И. Гуткиной);                                                                                                          

2.  Проективная методика "Рисунок школы".- определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

3.  методика Д.В.Солдатова «Мотивационная готовность к школе».

 Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.

Форма организации - подгрупповая (численность 10 - 12 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.

 Программа представляет собой цикл из 24 занятий. Продолжительность одного занятия 25 - 30 минут. Режим проведения: 1 занятие в неделю.

Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.

Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.  Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала,

- наглядность обучения,

- цикличность построения занятия,

- доступность,

- проблемность.

Структура группового занятия:

- Ритуал приветствия.

- Разминка.

- Рефлексия прошлого занятия.

- Основное содержание занятия.

- Рефлексия прошедшего занятия.

- Ритуал прощания.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

- создания положительного образа школьника;

- при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;

- подкрепление положительного отношения к школе;

- закрепления знаний о школьных принадлежностях;

- закрепления образцов ролевого поведения;

- формирования чувства уверенности в роли ученика.

Характеристика уровней мотивационной готовности детей.

Высокий – относятся дети, которые имеют достаточно широкий круг представлений о школе (сформированы понятия), дети понимают роль учителя и ученика, готовы принять новое социальное положение школьника, понимают, что учение – трудоемкий процесс. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Можно считать, что у таких дошкольников к моменту поступления в школу сформирована внутренняя позиция школьника.

Средний – преобладает у большинства. Ограниченные представления о деятельности учителя и школьника. Одни дети воспринимают учение как игру, ориентируясь главным образом, на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.) Другие проявляют стремление обучаться в школе мотивируют желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе.

Низкий – относятся дети, которые имеют весьма ограниченное представление о школе. У большинства, отнесенных к этому уровню, отмечена мотивация, связанная с внешней атрибутикой школьной жизни. Эти дети находятся на начальной стадии формирования развернутой сюжетно-ролевой игры и обучения игре по правилам. Уровень развития мотивационной готовности у них ниже уровня остальных групп. Такие дошкольники нуждаются в специальном включении в систему коррекционно-педагогического воздействия и, прежде всего за счет учения в личностно значимую для ребенка деятельность, в которой актуализируется интерес, положительные эмоции к познавательным задачам.

Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством домашних заданий и последующими обсуждением с целью :

- повышения общей сезитивности к ребенку, его проблемам;

- расширение возможностей понимания родителями своего ребенка,

- улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
активизации коммуникаций в семье.

 Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

 

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:

·          ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;

·          учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;

·          сформирована широкая полимотивация учения;

·          сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;

·          сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;

·          ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.

Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция - стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.

Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.



Поиск
НАШИ НОВОСТИ


логотип




ДЛЯ МАМ И ПАП
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Министерство науки и высшего образования
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования Иркутской области
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Ирк. обл.
  • ОГАОУ ДПО ИРО

  •  

    НАШИ КОЛЛЕГИ!
    Брусничка - 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz