Программа кружка "Лесная палитра" для детей старшего дошкольного возраста (адаптированная) Руководитель Новрузова О.А.
Пояснительная
записка
В последние годы на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Сегодня же основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание – актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая её. Искусство, творчество следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром природы. С этой целью мною была разработана программа «Лесная палитра». Которая нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме средствами изобразительного искусства. В результате органичного содержания творческих заданий, решается проблема комплексного приобщения детей к миру природы, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения современных видов творчества: монотипия, акватипия, «набрызг», использование других природных материалов для создания произведений искусства и др. Многие дети будут впервые знакомиться с различными техниками художественной деятельности и воспринимать выразительные эффекты от прикосновения к бумаге, растениям, и другим материалам. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более пристальным, нацеленным на возможность творческого использования различных материалов, что обусловит проявление интереса к художественно-творческой деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на кружке даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Дополнительная образовательная программа кружка «Лесная палитра» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по 34 занятия на учебный год. Предполагается проведение совместной деятельности по подгруппам (10-12 детей) один раз в неделю, продолжительность для детей 5-6 лет - 20-25 мин., 6-7 лет – 25-30 мин. Программа составлена на основе методических рекомендаций программы воспитания и обучения детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова и др.) с учетом интеграции образовательных областей : «Познание», «Безопасность», «Труд», «Социализация», «Коммуникация». Планируется проведение ежеквартальных творческих выставок детских работ для оформления интерьера дошкольного учреждения.
Цель: Формировать целостное представление о природе как о живом организме средствами изобразительного искусства. Приобщать детей к миру прекрасного, расширять круг представлений об окружающей их действительности.
Задачи художественно-творческого кружка первого года обучения:
- Разбудить в детях мир
чувств, врождённую способность слышать и слушать природу через творческие
задания средствами изобразительного искусства.
- Изучать современные
виды творчества: монотипия, акватипия, «набрызг», вызвать интерес к различным изобразительным
материалам использование природных материалов в создании творческих работ.
- Побуждать детей изображать
доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или
эмоционально значимо.
- Создавать условия для
освоения цветовой палитры через рассматривание картин различных жанров
живописи. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Задачи
художественно-творческого кружка второго года обучения:
- Развитие эстетического
восприятия природы через творческие задания средствами изобразительного
искусства.
- Побуждение интереса к
творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
- Воспитание интереса к
работе с разнообразными материалами.
- Помогать детям в создании
выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского
восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания,
формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков через
ознакомление с пейзажной живописью,
натюрмортами.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров через ознакомление с декоративно-прикладным искусством. Закрепить и уточнить знания детей о Дымковской, Городецкой и Гжельской росписях: основные элементы, особенности цветовой палитры. Освоение навыков кистевой росписи.
Использование нетрадиционных техник:
- Тычок
жесткой полусухой кистью.
- Рисование
пальчиками.
- Рисование
ладошкой.
- Оттиск
поролоном.
- Оттиск
пенопластом.
- Оттиск
смятой бумагой.
- Восковые
мелки и акварель.
- Свеча
и акварель.
- Монотипия
предметная.
- Черно-белый
граттаж.
- Цветной
граттаж.
- Кляксография.
- Кляксография
с трубочкой.
- Набрызг.
- Отпечатки
листьев.
- Тиснение.
- Монотипия
пейзажная.
- акварельные
краски, гуашь;
- восковые
и масляные мелки, свеча;
- ватные
палочки;
- поролоновые
печатки;
- коктельные
трубочки;
- палочки
или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые
салфетки;
- стаканы
для воды;
- подставки
под кисти;
- кисти.
Отчетные мероприятия
- Организация
ежеквартальных творческих выставок детских работ для оформления интерьера
дошкольного учреждения
- Тематические
выставки в ДОУ.
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Ожидаемый результат: Сформированность у детей представлений о природе как о живом организме средствами изобразительного искусства через использование различных творческих заданий. Умение дошкольниками видеть красоту природы, выражая через свои работы эмоциональное положительное отношение к ней.