МКДОУ д/с №5 - Резник Ирина Викторовна
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Понедельник,12.04.2021,07:30

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА"

НАШЕМУ САЙТУ
8 лет!  
И ЭТО ВСЕ О НАС

Телефоны служб, электронные адреса учреждений

Наш опрос
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наш детский сад...
Всего ответов: 41

Категории раздела



Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Брусничка

Резник Ирина Викторовна

РЕЗНИК  Ирина Викторовна

Образование: Высшее

Окончила: 

Адыгейский  Государственный педагогический университет в 2003г.

Квалификация: учитель начальных классов.

Место работы: МДОУ № 5 «Брусничка».

Должность: Воспитатель.

Педагогический стаж: 24 года

1 квалификационная категория

  Награждена: Почетной грамотой В.С. Басюка, министра Образования Иркутской области. 2012г.

   Дипломом лауреата III областного профессионального конкурса «Воспитатель года – 2012», среди педагогических работников
Дипломом  победителя районного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года» 2012 год.
 


Обобщенный педагогический опыт

Тема опыта: «Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника».

 Идея опыта: «Развитие  познавательной активности через детское  экспериментирование».

Прежде чем давать знания,надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В.Сухомлинский.

Условия формирования опыта.

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Данное взаимодействие  рассматривается через систему позитивных отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании педагогом ребёнка, дают возможность детям выражать своё «хочу», «могу», проявлять активность, творчество, эмоции, а с другой стороны ребёнок получает необходимые знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Наше дошкольное учреждение работает по ООП ДО  «Мир Детства», авторы которой в качестве основного вида исследовательской деятельности выделили экспериментальную. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами,  средой обитания. В процессе исследовательской деятельности у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы.

Идея опыта – развитие познавательной активности через детское экспериментирование.

Данная работа направлена на развитие  поисково-познавательной деятельности детей  от 3 до 7 лет Дошкольникам присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этому возрасту и предполагает решение следующих задач:

- Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

- Формировать у детей представления об окружающем мире;

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

- Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

- Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

 Теоретическая база опыта.

     На сегодняшний день всё больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разработаны специальные программы на познавательно-речевое развитие личности: Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»; Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Е.А.Мартынова, И.Н. Сучкова, Детство «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности.

    Ребёнок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он самостоятельно делает множество  открытий. По этой причине важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: игру, труд, прогулку, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности: Двигательной; Игровой; Трудовой; Коммуникативной; Чтением (восприятие, слушание) произведений художественной литературы; Продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Музыкально – художественной.

 Актуальность.

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я  запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Любая информация усваивается прочно, тогда когда человек её осмысливает: слышит, видит и изготовляет. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских  дошкольных учреждений. Педагоги уделяют всё больший акцент на  создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь она дает возможность самому найти ответы на вопросы, как и почему?

Творчество в экспериментировании обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний с эстетическими правилами в жизни общества.

Новизна опыта

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть чётко диагностируемы в соответствии с поставленными целями и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми.

Ребёнок:

- проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- проявляет инициативу и творчество в  решении поставленных задач;

- выдвигает гипотезы, предположения, способы решения, пользуясь аргументацией и доказательствами;

- устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи;

- делает выводы;

- в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца;

- самостоятельно планирует  предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их  качествами свойствами и назначением;

- помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

 6. Адресность опыта

Данный педагогический может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

Во избежание ошибок  последователям моего опыта советую:

- изучить научно-методическую литературу по данной теме.

- приступить к работе только после создания условий для развития познавательной активности детей,  учитывая возрастные  особенности.

- исследовать сферу интересов в экспериментальной деятельности.

- обеспечить тесный контакт с родителями, помощь которых необходима в оформлении предметно-развивающей среды, подборе материалов для  уголка экспериментирования

7. Трудоёмкость опытаМатериальные затруднения при  создании предметно-пространственной среды для детского экспериментирования.  

 8. Технология опыта.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим  в группе мною оформлен центр «Науки», в котором созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

В центре имеется разнообразное оборудование:

- специальная посуда,

- микроскопы,

- измерительные приборы,

- объекты неживой природы,

- тазы с песком,

- ёмкости с сыпучими продуктами и т.д.

Созданные условия вызывают повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей.

Центром экспериментирования являются познавательные занятия, к которым я основательно подготавливаюсь. Определяю цели занятия, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для  исследования, а также разрабатываю пути решения поставленных задач.

Наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации.

Свои взаимоотношения с детьми  строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущий. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.

Например.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха;  обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах;  рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух  занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои гипотезы. Затем проверяют возможные решения, исходя из данных гипотез. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?

При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем, устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со  свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Дети узнают о важности воды,  кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода  работает на человека. Проводим  следующие опыты:

«У воды нет запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.

«Фильтрование воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами.

«Разноцветные сосульки» - помочь детям  реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

«Откуда берётся вода?» - знакомятся с процессом конденсации.

«Пар – это тоже вода» - дать представления об одном из состояний воды – паром.

 Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с её хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Кроме дедушки Зная к ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, «приходят» Почемучка, Почтальон Печкин и многие другие известные детям персонажи.

Дети задают вопросы деду Знаю, а он или присылает им  в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские  вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории. Так,  например, в ходе проведения исследований с луком дети получили знания, как давно и для каких целей человек использует лук, какие существуют сорта и виды лука, чем они отличаются.  Где растёт лук, как сделать из лука краску, почему лук назвали луком?  Совместно с детьми  нашли ответ на интересующий их вопрос:  «Для  чего  и как мы используем лук?». В дальнейшем  совместно с детьми написали  проект «Луковая история».

 Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Науки», но и на участке детского сада. Так с ребятами провели такие опыты:  «Нужен ли  растениям снег?»,  «Что есть в почве?», «Что любят растения?», «Где живут  зёрнышки?», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?», «Где прячутся детки?», и т.д.

Знакомясь со свойствами снега, обращали внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства.

После проведения наблюдений за жизнью растений в природе, совместно с детьми был написан проект «Мир цветов». Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомились с растениями сада, выявили наиболее благоприятные условия их прорастания, обрели практический опыт ухода за  живыми объектами, что способствовало формированию экологической культуры у дошкольников.   

 Результативность опыта.

Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов в «Центре науки». Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

В результате мониторинга промежуточных результатов освоения ООП ДО «Мир детства» у моих воспитанников выявлена положительная динамика интеллектуального, творческого развития, при этом лучше всего у дошкольников развиты интегративные  качества:  понятийность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Свой опыт  по познавательно-исследовательской деятельности я обобщила на форуме Государственного природного заповедника «Витимский» по теме: «Реализация программ экологического просвещения в учреждениях дошкольного образования».

Разработала проекты: «Луковая история», «Мир Цветов», «Тайны космоса» и представляла их на районной конференции «Юный  исследователь».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.

В заключение приведу слова академика Е.И.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».

Литература.

Е.В. Марудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром. (экспериментирование). С-П Детство – Пресс . 2011г.

И.М. Фасий,  Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования.  Методические советы к программе, Детство СПБ – Детство – Пресс. 2001г.

Н.Н.Поддьяков,  Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград. Перемена 1995г.

П. Рыжова,   Игры с водой и песком.

Н. Рыжова,  Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч. 1998г.-  № 2.

Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова.  Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7лет. Волгоград.  2012г.

 Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.С –П Детство –Пресс 2009г.  


 

Поиск
НАШИ НОВОСТИ


ДЛЯ МАМ И ПАП
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования Иркутской области
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Ирк. обл.
  • ОГАОУ ДПО ИРО

  •  

    НАШИ КОЛЛЕГИ!

            
    Брусничка - 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz