Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Четверг,25.04.2024,04:01 |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА" | САЙТ функционирует с 16.11.2012 |
Вы вошли как Гость, группа "Гости" |
Телефоны служб, электронные адреса учреждений
|
Резник Ирина ВикторовнаРЕЗНИК Ирина Викторовна Образование: Высшее Окончила: Адыгейский Государственный педагогический университет в 2003г. Квалификация: учитель начальных классов. Место работы: МДОУ № 5 «Брусничка». Должность: Воспитатель. Педагогический стаж: 24 года 1 квалификационная категория Награждена: Почетной грамотой В.С. Басюка, министра Образования Иркутской области. 2012г. Дипломом лауреата III областного профессионального конкурса «Воспитатель года – 2012», среди педагогических работников Дипломом победителя районного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года» 2012 год. Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника». Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В.Сухомлинский. Условия
формирования опыта. Современные
образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей
личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Данное взаимодействие рассматривается через систему позитивных
отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании педагогом
ребёнка, дают возможность детям выражать своё «хочу», «могу», проявлять
активность, творчество, эмоции, а с другой стороны ребёнок получает необходимые
знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни. Наше дошкольное
учреждение работает по ООП ДО «Мир
Детства», авторы которой в качестве основного вида исследовательской
деятельности выделили экспериментальную. Главное достоинство экспериментирования
заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, средой обитания. В процессе исследовательской
деятельности у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Идея опыта –
развитие познавательной активности через детское экспериментирование. Данная работа
направлена на развитие
поисково-познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет Дошкольникам присуще наглядно
действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этому возрасту и предполагает решение следующих
задач: - Создавать
условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. - Формировать у
детей представления об окружающем мире; - Развивать
наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. - Воспитывать
интерес к самостоятельной поисковой деятельности. - Приобщать
родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. На сегодняшний день всё больше внимания
уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях
разработаны специальные программы на познавательно-речевое развитие личности:
Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»; Г.П. Тугушева,
А.Е. Чистякова «Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Е.А.Мартынова, И.Н.
Сучкова, Детство «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7
лет», реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной
деятельности. Ребёнок дошкольного возраста –
любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он самостоятельно
делает множество открытий. По этой
причине важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: игру,
труд, прогулку, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует
поддержанию познавательного интереса детей. Познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности: Двигательной; Игровой; Трудовой; Коммуникативной; Чтением (восприятие, слушание) произведений художественной литературы; Продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Музыкально – художественной. Актуальность. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –
и я пойму». Китайская пословица Любая информация
усваивается прочно, тогда когда человек её осмысливает: слышит, видит и изготовляет.
На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику
работы детских дошкольных учреждений. Педагоги
уделяют всё больший акцент на создании
условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь она дает
возможность самому найти ответы на вопросы, как и почему? Творчество в экспериментировании обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний с эстетическими правилами в жизни общества. Новизна
опыта Новизной данного
опыта является комплексное использование элементов ранее известных и
современных методик детского экспериментирования. Очевидно, что
предполагаемые результаты должны быть чётко диагностируемы в соответствии с
поставленными целями и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности
педагога с детьми. Ребёнок: - проявляет
устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; - проявляет
инициативу и творчество в решении
поставленных задач; - выдвигает
гипотезы, предположения, способы решения, пользуясь аргументацией и
доказательствами; - устанавливает
разнообразные временные, последовательные, причинные связи; - делает выводы; - в диалоге со
взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца; - самостоятельно
планирует предстоящую деятельность,
осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в
соответствии с их качествами свойствами и
назначением; - помнит о цели
работы на протяжении всей деятельности. Данный
педагогический может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,
заинтересованным и внимательным родителям. Во
избежание ошибок последователям моего
опыта советую: - изучить
научно-методическую литературу по данной теме. - приступить к
работе только после создания условий для развития познавательной активности
детей, учитывая возрастные особенности. - исследовать
сферу интересов в экспериментальной деятельности. - обеспечить тесный контакт с родителями, помощь которых необходима в оформлении предметно-развивающей среды, подборе материалов для уголка экспериментирования 7. Трудоёмкость опыта. Материальные затруднения при создании предметно-пространственной среды для детского экспериментирования. Немаловажное
значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная
предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную
исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для
активизации хода саморазвития. В связи с этим
в группе мною оформлен центр «Науки», в котором созданы условия для
совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой
активности детей. В центре имеется
разнообразное оборудование: - специальная
посуда, - микроскопы, - измерительные
приборы, - объекты неживой
природы, - тазы с песком, - ёмкости с
сыпучими продуктами и т.д. Созданные условия
вызывают повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей. Центром экспериментирования
являются познавательные занятия, к которым я основательно подготавливаюсь.
Определяю цели занятия, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект
для исследования, а также разрабатываю
пути решения поставленных задач. Наряду с
традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии
воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю
компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный
интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ
воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране
с помощью презентации. Свои взаимоотношения
с детьми строю на основе партнёрства. В
любом возрасте роль педагога остаётся ведущий. Без него эксперименты
превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и
не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они
работают самостоятельно. Работа с детьми
строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. Например. В ходе проведения
исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха; обнаруживают его в пространстве, внутри
человека, в окружающих предметах;
рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают,
что воздух занимает место, имеет силу;
выясняют, как образуется ветер, что тёплый воздух легче холодного и поднимается
вверх. На начальном
этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения
этой проблемы, выдвигают свои гипотезы. Затем проверяют возможные решения,
исходя из данных гипотез. Делают выводы в соответствии с результатами проверки:
верна ли гипотеза? При знакомстве со
свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают
крупинки. Затем, устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с
песком. Дети самостоятельно приходят к выводу, что крупинки песка не соединены
друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Познавательный
интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На
примере воды знакомлю детей со
свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле.
Дети узнают о важности воды, кому она
нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как
вода работает на человека. Проводим следующие опыты: «У воды нет
запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха. «Фильтрование
воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами. «Разноцветные
сосульки» - помочь детям реализовать
представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при
низкой температуре). «Откуда берётся
вода?» - знакомятся с процессом конденсации. «Пар – это тоже
вода» - дать представления об одном из состояний воды – паром. Дети задают
вопросы деду Знаю, а он или присылает им
в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а
затем рассказать всем детям. Некоторые детские
вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории. Так, например, в ходе проведения исследований с
луком дети получили знания, как давно и для каких целей человек использует лук,
какие существуют сорта и виды лука, чем они отличаются. Где растёт лук, как сделать из лука краску,
почему лук назвали луком? Совместно с
детьми нашли ответ на интересующий их
вопрос: «Для чего и
как мы используем лук?». В дальнейшем
совместно с детьми написали
проект «Луковая история». Знакомясь со
свойствами снега, обращали внимание на связь между температурой воздуха и
состоянием снега, на его защитные свойства. После проведения
наблюдений за жизнью растений в природе, совместно с детьми был написан проект
«Мир цветов». Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста
познакомились с растениями сада, выявили наиболее благоприятные условия их прорастания,
обрели практический опыт ухода за живыми
объектами, что способствовало формированию экологической культуры у
дошкольников. Полученный опыт
дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов в
«Центре науки». Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях
родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома. В результате
мониторинга промежуточных результатов освоения ООП ДО «Мир детства» у моих
воспитанников выявлена положительная динамика интеллектуального, творческого
развития, при этом лучше всего у дошкольников развиты интегративные качества:
понятийность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Свой опыт по познавательно-исследовательской деятельности
я обобщила на форуме Государственного природного заповедника «Витимский» по
теме: «Реализация программ экологического просвещения в учреждениях дошкольного
образования». Разработала
проекты: «Луковая история», «Мир Цветов», «Тайны космоса» и представляла их на
районной конференции «Юный
исследователь». Таким образом,
целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и
сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности,
поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников. В заключение приведу слова академика Е.И.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл». Литература. Е.В. Марудова, Ознакомление
дошкольников с окружающим миром. (экспериментирование). С-П Детство – Пресс .
2011г. И.М. Фасий, Освоение принципа сохранения количества и
величины детьми шести лет в процессе экспериментирования. Методические советы к программе, Детство СПБ
– Детство – Пресс. 2001г. Н.Н.Поддьяков, Творчество и саморазвитие детей дошкольного
возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград. Перемена 1995г. П. Рыжова, Игры с водой и песком. Н. Рыжова, Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч.
1998г.- № 2. Е.А. Мартынова,
И.М.Сучкова. Организация
опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7лет. Волгоград. 2012г. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста.С –П Детство –Пресс 2009г. |
|
Брусничка - 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |