16 марта 2010 года вступил в силу приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Федеральные требования предполагают повышенный уровень участия педагога-психолога в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным участием всех участников образовательного процесса».
На определенном этапе взросления ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь, его окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал. Перед детским садом стоит задача создания условий для воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов с родителями, воспитательные методы которых различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей.
Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», включает требования к педагогическому обеспечению (п.6): Пункт 6.6. «Взаимодействие с семьями воспитанников» Руководствуясь им в своей работе, я выделила одно из важных направлений по работе с родителями, совместная деятельность, как условие развития ребёнка в дошкольном учреждении.
Детско-родительский клуб – это первая ступень на пути решения проблем в семейном воспитании, способствует укреплению детско-родительских отношений, возникновению желания и развитию умений общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Инновационный подход в организации работы клуба состоит в том, что деятельность с семьёй выделена не с позиции воздействия на неё, а с позиции взаимодействия с ней.
Направление проекта:
Обеспечение эффективного взаимодействия между МДОУ № 5 и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Вид проекта:
Открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), информационный, практико-ориентированный, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации:
Сентябрь 2011 г. – май 2015 г.
Долгосрочный, реализуется в течение учебного года, в полном цикле рассчитан на 5 учебных лет.
Проект реализуется в три этапа:
1. Подготовительный этап (сентябрь).
2. Основной этап – организационно – практический (октябрь – май).
3. Заключительный этап – аналитический (май).
Участники проекта:
Дети 2008 года рождения, педагоги группы, семьи воспитанников (мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, братья), приглашенные специалисты и гости.
2011 – 2012 уч. год - вторая младшая группа (3 - 4 года),
2012 – 2013 уч. год - средняя группа (4 – 5 лет),
2013 – 2014 уч. год - старшая группа (5 – 6 лет),
2014 – 2015 уч. год - подготовительная к школе группа (6 -7 лет).
Условия реализации:
Детский сад - "открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Образовательные области:
«Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура».
Проблема:
Творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта:
Создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
-оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ в обеспечении всестороннего гармоничного развития;
-психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
-проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.
Деятельность детско-родительского клуба регулируется следующими нормативно-правовыми и методическими документами:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 в ред. от 27.12.2009 № 374 - ФЗ "Об образовании";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2010г.);
- Изменения №1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций. (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.12.2010г.);
-Типовое положение "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562;
- Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
- «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ);
- Методическое письмо Министерства образования РФ от 31.01.2001 № 90/30-16 "Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей";
- Устав МДОУ;
- Договор с родителями (законными представителями).
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы деятельности детско-родительского клуба;
• педагогическая гостиная;
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники;
• дни открытых дверей;
• родительские собрания;
• практикумы;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания.
Разработан тематический календарный план работы
Предполагаемый результат реализации проекта:
Для детей:
Приобретение новых знаний, умений, положительного жизненного опыта;
Повышение коммуникативной культуры и навыков взаимодействия со взрослыми.
Для родителей: Повышение уровня социально – педагогической и социально – психологической грамотности;
Рефлексия нравственных основ жизни;
Выявление и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Для педагогов:
Педагогическое просвещение родителей, включение родителей в совместную деятельность с детьми.
Максимум пользы дошкольному учреждению и педагогам дошкольному учреждению и педагогам в частности.
Эта польза может выразиться:
В предотвращении возникновения и развития негативного влияния влияния социума,
В повышении культурного уровня семьи и духовного развития ребенка,
В формировании устойчивой жизненной позиции семьи.
Ожидаемые риски при реализации программы.
Малоактивная психолого-педагогическая позиция родителей, которая не способствует и не располагает к сотрудничеству участников образовательного процесса;
Инертность родителей.
Для компенсации проблем и ожидаемых трудностей предусматривается:
Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта, быстрое реагирование и устранение проблем, регулярность их обсуждения;
Психолого-педагогическая и мотивационная поддержка членов клуба;
Разнообразие форм и содержания встреч в клубе;
Привлечение высококвалифицированных специалистов.
Перспектива распространения опыта.
Выпуск методических рекомендаций и разработок мероприятий по работе с родителями.
Пропаганда положительного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Опубликование положительного опыта детско-родительского клуба на сайте учреждения.