«Детское экспериментирование как средство повышения познавательной активности у дошкольника» Идея опыта: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование».
Прежде чем давать знания,надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В.Сухомлинский. Условия формирования опыта. Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Данное взаимодействие рассматривается через систему позитивных отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании педагогом ребёнка, дают возможность детям выражать своё «хочу», «могу», проявлять активность, творчество, эмоции, а с другой стороны ребёнок получает необходимые знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни. Наше дошкольное учреждение работает по ООП ДО «Мир Детства», авторы которой в качестве основного вида исследовательской деятельности выделили экспериментальную. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, средой обитания. В процессе исследовательской деятельности у детей обогащается память, активизируются мыслительные процессы. Идея опыта – развитие познавательной активности через детское экспериментирование. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет Дошкольникам присуще наглядно действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этому возрасту и предполагает решение следующих задач: - Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. - Формировать у детей представления об окружающем мире; - Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. - Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности. - Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. Теоретическая база опыта. На сегодняшний день всё больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разработаны специальные программы на познавательно-речевое развитие личности: Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»; Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Е.А.Мартынова, И.Н. Сучкова, Детство «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Ребёнок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он самостоятельно делает множество открытий. По этой причине важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: игру, труд, прогулку, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности: Двигательной; Игровой; Трудовой; Коммуникативной; Чтением (восприятие, слушание) произведений художественной литературы; Продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование); Музыкально – художественной. Актуальность. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица Любая информация усваивается прочно, тогда когда человек её осмысливает: слышит, видит и изготовляет. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Педагоги уделяют всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь она дает возможность самому найти ответы на вопросы, как и почему? Творчество в экспериментировании обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний с эстетическими правилами в жизни общества. Новизна опыта Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть чётко диагностируемы в соответствии с поставленными целями и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми. Ребёнок: - проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; - проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; - выдвигает гипотезы, предположения, способы решения, пользуясь аргументацией и доказательствами; - устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи; - делает выводы; - в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, доводит дело до конца; - самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами свойствами и назначением; - помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. 6. Адресность опыта Данный педагогический может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям. Во избежание ошибок последователям моего опыта советую:
- изучить научно-методическую литературу по данной теме. - приступить к работе только после создания условий для развития познавательной активности детей, учитывая возрастные особенности. - исследовать сферу интересов в экспериментальной деятельности. - обеспечить тесный контакт с родителями, помощь которых необходима в оформлении предметно-развивающей среды, подборе материалов для уголка экспериментирования 7. Трудоёмкость опыта. Материальные затруднения при создании предметно-пространственной среды для детского экспериментирования. 8. Технология опыта. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим в группе мною оформлен центр «Науки», в котором созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: - специальная посуда, - микроскопы, - измерительные приборы, - объекты неживой природы, - тазы с песком, - ёмкости с сыпучими продуктами и т.д. Созданные условия вызывают повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей. Центром экспериментирования являются познавательные занятия, к которым я основательно подготавливаюсь. Определяю цели занятия, задачи опыта или эксперимента, подбирается объект для исследования, а также разрабатываю пути решения поставленных задач. Наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. Свои взаимоотношения с детьми строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущий. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.
Например. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха; обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх. На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои гипотезы. Затем проверяют возможные решения, исходя из данных гипотез. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза? При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем, устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Проводим следующие опыты: «У воды нет запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха. «Фильтрование воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами. «Разноцветные сосульки» - помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). «Откуда берётся вода?» - знакомятся с процессом конденсации. «Пар – это тоже вода» - дать представления об одном из состояний воды – паром. Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с её хозяином - дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Кроме дедушки Зная к ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, «приходят» Почемучка, Почтальон Печкин и многие другие известные детям персонажи. Дети задают вопросы деду Знаю, а он или присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории. Так, например, в ходе проведения исследований с луком дети получили знания, как давно и для каких целей человек использует лук, какие существуют сорта и виды лука, чем они отличаются. Где растёт лук, как сделать из лука краску, почему лук назвали луком? Совместно с детьми нашли ответ на интересующий их вопрос: «Для чего и как мы используем лук?». В дальнейшем совместно с детьми написали проект «Луковая история».
Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Науки», но и на участке детского сада. Так с ребятами провели такие опыты: «Нужен ли растениям снег?», «Что есть в почве?», «Что любят растения?», «Где живут зёрнышки?», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?», «Где прячутся детки?», и т.д. Знакомясь со свойствами снега, обращали внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. После проведения наблюдений за жизнью растений в природе, совместно с детьми был написан проект «Мир цветов». Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомились с растениями сада, выявили наиболее благоприятные условия их прорастания, обрели практический опыт ухода за живыми объектами, что способствовало формированию экологической культуры у дошкольников. Результативность опыта. Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов в «Центре науки». Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома. В результате мониторинга промежуточных результатов освоения ООП ДО «Мир детства» у моих воспитанников выявлена положительная динамика интеллектуального, творческого развития, при этом лучше всего у дошкольников развиты интегративные качества: понятийность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Свой опыт по познавательно-исследовательской деятельности я обобщила на форуме Государственного природного заповедника «Витимский» по теме: «Реализация программ экологического просвещения в учреждениях дошкольного образования». Разработала проекты: «Луковая история», «Мир Цветов», «Тайны космоса» и представляла их на районной конференции «Юный исследователь». Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников. В заключение приведу слова академика Е.И.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл». Литература. Е.В. Марудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром. (экспериментирование). С-П Детство – Пресс . 2011г. И.М. Фасий, Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования. Методические советы к программе, Детство СПБ – Детство – Пресс. 2001г. Н.Н. Поддьяков, Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград. Перемена 1995г. П. Рыжова, Игры с водой и песком. Н. Рыжова, Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч. 1998г.- № 2. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Волгоград. 2012г. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С –П Детство – Пресс 2009г.
|