«Я
- мальчик, будущий мужчина, я – девочка, будущая женщина»
Половое воспитание - комплекс
воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на
приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений
между поломи в общественной и личной жизни. (Российская педагогическая
энциклопедия, Т.2.М., 1999. С. 166. Полоролевая социализация мальчиков и
девочек одно из важных направлений работы педагогов дошкольного учреждения.
Бесполовое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.
Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические
различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный
период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические
особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у
девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела,
рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки
начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее
начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У
девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. В исследовании Т.П. Хризман показано,
что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их
эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают
сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям,
гибкость в адаптации к новым условиям. По данным Т.М. Титоренко (1989) мальчики
и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них
разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более
развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у
них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше
начинают читать, пользуются сложными грамматичекими конструкциями, их речь
предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное»,
отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика.
Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о
внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а
видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда,
утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу.
Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения:
самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать,
конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство,
увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и
развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития
высших корковых функций, таких, как речь, эмоции, мышление. Следует помнить
главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по разному. Первичная половая социализация, т.е.
обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента
рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так,
как мальчикам: «Ты же девочка, нельзя драться!» говорит мама, да и педагоги
часто, как будто-то мальчикам можно! От представления о содержании типичного
поведения для пола, от возникновения предпочтений и интересов, зависит
формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок,
эффективность общения с людьми и благополучия отношений в семье. Поэтому важно
поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность,
аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость,
решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола,
т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих
качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со
своими социальными ролями. Важную функцию в работе по дифференцированному подходу
к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности несёт предметно-развивающая среда, т.е. представленные игрушки, атрибуты для игр, игровые центры, в
которых дошкольник мог бы проявить себя как представитель определённого пола. В
нашей группе есть две «отдельные территории» для мальчиков и девочек – это
центр строительных игр, где подобраны игрушки для мальчиков: машинки,
строительный материал, мастерская со слесарными инструментами, наборы столярных
инструментов и дом, где есть куклы, посуда, наборы фруктов, овощей и других
продуктов необходимых для приготовления пищи, мебель, туалетный столик со всеми
аксессуарами, все для девочек. Когда дети объединяются для совместной игры, они
имеют возможность определить свою роль в соответствии с полоролевыми
различиями. Девочки – мамы, ведут хозяйство, мальчики – папы – ходят на работу
ремонтируют машины, работают водителями. «Собираемся на пикник
на природу»- девочки готовят посуду, продукты, скатерть, мальчики - строят машину, помогают девочкам нести сумку,
упаковывают все приготовленное в машину, помогают девочкам переносить тяжести. Хочется
поделиться такой формой работы, как проведение вечеров досуга, например, «Праздник вежливости». Вот где ребёнок должен
отождествлять, себя с соответствующим полом и ему уже свойственна
дифференциация установок и поведения по принадлежности к полу.
«Богатырские состязания», игровая программа ко дню Защитника Отечества, на
которой мальчики состязаются в перетягивании каната, в «бое» на бревне с
подушками, метании «снарядов», а девочки выполняют роли медицинских сестер,
готовят концертную программу для мальчиков, подарки будущим защитникам Родины.
«Мисс очарование», «Варвара краса – дивная коса» - конкурсная программа,
посвященная международному женскому дню, где девочки вместе с мамами готовили
наряды, прически, очаровывали нас своей грацией, удивляли светскими манерами,
восхищали кулинарными способностями, а мальчики вместе с папами готовили
подарки и дарили цветы. Традиционным в нашей группе стало мероприятие «Мама,
папа, я спортивная семья!» Дети видят, в каких конкурсах участвуют только мамы
или обязательно папы. После праздника мы с детьми обсуждаем, как прошло наше
мероприятие, почему в конкурсе по поднятию гири принимали участие папы, а мамы
собирали воздушные шары и т.д. Еще хочется поделиться опытом работы по
составлению тематического планирования по теме: «Два разных мира: девочки и мальчики. Строение человека. Мой организм» Цель: Способствовать
благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и
женственности у дошкольников. Задачи: 1. Учить детей быть
внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между
мальчиками и девочками. 2.
Развивать классификационные умения на примере предметов
одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин 3.
Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу
модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье. Итоговое мероприятие:
Развлечение «Путешествие в страну мальчиков и девочек» В
планирование совместной деятельности взрослых и детей с учетом интеграции
образовательных областей были включены следующие мероприятия: Беседа
на тему «Мужчины и женщины – какие они?». Рассматривание иллюстраций на тему
«Моя семья», в любимых книгах Е.Благининой, А.Барто. Цель: уточнить знания
детей о роли занятости мужчины и женщины на примере хозяйственно-бытовой
деятельности в семье. Чтение стихотворения
Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по содержанию стихотворения: Почему
девочка не стала играть игрушками? А вы заботитесь о своей маме, когда она
устает? Как папа заботится о маме? В каких случаях папа берет заботы по дому на
себя? Какую работу в доме выполняет папа? Какую мама? Какие обязанности есть в
семье у тебя? У твоего брата(сестры)? П\и: «Два притопа».
Два притопа, два прихлопа. Ежики, ежики. Наковальня, наковальня – ножницы,
ножницы. Бег на месте, бег на месте – зайчики, зайчики. Ну-ка вместе, ну-ка
дружно – девочки! Мальчики! Беседа
на тему: «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина». Цель:
рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчины характерны героизм,
смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь
(военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели и др.). Женщины выбирают
профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение
видеть и создавать красоту (врач, парикмахер, повар, педагог, хореограф). Игровое упражнение
«Каблучок». Предложить детям смастерить из пробок, кубиков каблучок и простоять, кто дольше. Цель: развивать
пространственную ориентировку, профилактика плоскостопия. Предложить
рассмотреть книги. Обращать внимание на женские и мужские роли. Какими
характеристиками их наделил автор? Цель: воспитывать интерес к книге, как
источнику знаний. Беседа «Я
человек» Цель: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках.(стр 9
« Я и мир» Л.Л.Мосалова) Рассматривание иллюстраций
к сказке «Гуси - лебеди». Почему случилась беда с мальчиком? А вы всегда
слушаетесь своих родителей? Цель: воспитывать уважение к авторитету родителей,
взрослых. Д/и: «Кому, что нужно для работы». Цель:
закрепить знания о профессии мужчин и женщин. Развивать умение выполнять
сравнение объектов последовательно, в соответствии с заданным алгоритмом. Беседа: «С кем бы я хотел дружить?»
Цель: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках
девочек и мальчиков, представление о дружбе. Воспитывать женственность у
девочек и мужественность у мальчиков. Прослушивание
песни «Дружба». Повторение первых строк
песни: «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в
беде не бросит, лишнего не спросит – вот, что значит настоящий, верный друг. Беседа: «Хорошо быть девочкой,
хорошо быть мальчиком». Цель: Развивать у девочек
предпосылки женственности, у мальчиков – мужественности. Воспитывать уважение
друг к другу. Слушание
песни «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?» Беседа
о том, как дома родители делают заготовки на зиму, участвуют ли дети в работе
на огороде, на даче? Кто этим занимается? Как папа помогает маме, в чем вы
помогаете? Цель:
совершенствование представлений о ценности
труда родителей, особенности
женского и мужского труда, обратить внимание, что мужчины выполняют более тяжелую
работу. Беседа о том, как одеваются мужчины и женщины, почему?
Показать в «Атласе мира» национальную одежду мужчин и женщин других стран.
Цель: расширять представление об одежде мужчин и женщин России и других стра Игровая ситуация «Обратись к другу
за помощью». Цель: учить детей обращаться к друг
другу с какой-нибудь просьбой. Развивать навыки общения с друзьями, закрепить
правила этикета. Игровое упражнение: «Какое имя
лишнее?». Цель: развивать умение определять на слух
принадлежность имен девочек и мальчиков. Придумывать самим имена. Дать
представления о «двойном имени», одинаковом для мальчиков и девочек. Игровое упражнение «Кто, что носит».
Цель: учить детей находить характерные признаки, отличия в облике мальчиков и
девочек, стр.80, И.П. Шелухина «Мальчики и девочки». Конкурсно-игровая
программа, клуб «Знатоки»
Вопросы
к игре:
Для девочек
|
Для мальчиков
|
Можно ли ради подруги пойти на обман?
|
Можно ли ради друга обидеть человека?
|
Как объяснить значение пословицы:
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?
|
Что обозначает пословица: «Старый друг
лучше новых двух»?
|
Кого из героев сказки
«Крошечка-Хаврошечка» можно назвать настоящими друзьями?
|
Кого из героев сказки» Бременские
музыканты» вы назовете настоящими друзьями?
|
Если вашей подруге предложили красиво
рассадить кукол на полке, а вы с ней хотели идти рисовать, что вы будете
делать?
|
Ваш друг принес новую машинку, но дал
ее поиграть сначала другому мальчику, а вам очень хотелось первым ее
посмотреть. Как вы поступите?
|
Вашу подругу обидели, она плачет. Что
вы будете делать?
|
Ваш друг не пришел к вам на день
рождения. Как вы поступите?
|
Ваша подруга во время игры нечаянно
испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать?
|
Ваш друг вовремя игры случайно сломал
вашу машинку. Что вы будете делать?
|
Отдельно
хочется сказать о сотрудничестве воспитателя и родителей. Семья – первая
среда полоролевой социализации. В семье полоролевые ориентации детей
направляются родителями, а среда сверстников образует необходимые условия для
закрепления и отработки полоролевых стереотипов. В работе с родителями мы
используем такие формы работы как организационно – досуговые мероприятия:
«Вместе с папой и мамой на лыжную базу», «Мастер – класс» по обмену опытом
семейных традиций, субботники по организации построек снежных городков на
участке детского сада, а также групповые и индивидуальны консультации на такие темы,
как « С чем мальчики и девочки приходят в мир», «В какие игры играет Ваш
ребёнок» и др. Родители являются первыми
нашими помощниками по подготовке материал для тематической недели. По данной
теме они приняли участие в оформлении фотомонтажа «Папа, мама – я! Дружная
семья!», участвовали в творческой
мастерской по подготовке игрового оборудования к игре «Салон красоты», делали
мебель из бросового материала для игры «Наш дом» (комната для мальчика и для
девочки).
В заключение хочу сказать, что в нашей
группе мы стараемся постоянно напоминать мальчикам, что они сильнее, чем
девочки, смелее, ведь они - будущие мужчины, а значит, должны постоянно помнить
об этом! И очень приятно, когда ты видишь результаты своего труда! Возвращаясь
с прогулки, они перегоняют нас с девочками, чтобы первыми открыть для нас
дверь, когда сами берут коробку с выносным оборудованием, когда помогают
девочкам застегивать «непослушные» замки, уступают место в «транспорте» и еще
многое другое от чего становится радостнее и теплее от мысли, что труд твой не
был напрасным!
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской
группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
2. Градусова Л.В. Воспитание
мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.
3.Каган В.Е. Воспитателю о
сексологии. М.,1993.
4.Шелухина И.П. «Мальчики и
девочки», Дифференцированный подход к
воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «ТЦ Сфера», 2006. С.94
|