Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Четверг,25.04.2024,04:40

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА"

САЙТ функционирует с
16.11.2012
  
И ЭТО ВСЕ О НАС

Телефоны служб, электронные адреса учреждений

Наш опрос
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наш детский сад...
Всего ответов: 82

Категории раздела
ПРЕЗЕНТАЦИИ [7]
Работы выполнены педагогами МДОУ
ПРОЕКТЫ [3]
СТАТЬИ [13]
Статьи педагогов, опубликованные в средствах массовой информации
СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ [1]



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » СТАТЬИ

"Ключ к творческому развитию детей, через кружковую работу"
03.09.2013, 06:52

 

«Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам». А. Пуанкаре

      Именно эти слова стали своеобразной путеводной нитью в моем становлении как педагога и творческой личности. Уверена, что для создания творческого потенциала личности необходимо сочетание знаний (общеобразовательных и специальных) и развитого управляемого творческого воображения.
  Знания человека растут на протяжении всей его жизни, их дают в  детском саду, школе, в специальных средних и высших заведениях… А воображение, как установлено психологами, достигает наибольшей силы в возрасте 12-16 лет, а потом постепенно угасает. Для меня важнейшей целью творческого воспитания и обучения детей дошкольного возраста стало предотвращение этого процесса, более того, главной целью, это -  развитие и усиление воображения, фантазии, творчества и развитие умственной деятельности… «Математика - в порядок  ум приводит».
   Моя педагогическая философия состоит в том что, как бы ни складывалась окружающая жизнь перед ребенком для него необходимо  открыть как можно больше путей его развития и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению.
   В этом мне помогает кружковая деятельность по развитию творческого воображения. Необычные по своему содержанию и форме  занятия в кружке вызывают большой интерес у детей, дети  ведут себя раскованно и непринужденно.
  Моя дорога к осуществлению моих целей и задач трудна и захватывающе интересна. Сколько я изучила литературы и методик, а, сколько ещё предстоит изучить…
  Передо мной постоянно стоят задачи - искать новые формы работы, делать жизнь детей более насыщенной разнообразной деятельностью.
 Я прилагаю усилия для того, чтобы данной формой  работы развивать способности детей, естественным путём развить в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения, воспитать их способными к самостоятельной жизни и деятельности.
  Занятие  в детском саду я понимаю не как «урок – занятие» для детей, а как то, чем их «занять» в повседневности, в реальной детской жизни. Чем же? Чем-то интересным, полезным, радостным… «А если не интересно, но надо?» - спросите вы. Тогда нужно думать, как неинтересное дело сделать интересным.  То есть деятельность, на которой знания добываются детьми. Дети ищут их вместе со мной – учатся учиться.
 Развить творческую личность невозможно без развития пытливого ума, интереса к окружающему,  способности созидать  новое.  Для решения этих  задач  я ищу и использую эффективные приёмы - это проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры», приёмы ТРИЗ, и другие средства. Важно, чтобы это  приносило удовольствие и пользу детям. Мои совместные действия  с детьми создают необходимые условия для творческой деятельности, хотя на занятиях кружковой работы присутствуют элементы обучения. Я учу детей видеть, чувствовать, слышать. Создаю условия для того, чтобы при взаимодействии различных видов деятельности собственный опыт ребенка использовался для развития продуктивного мышления, воображения, творчества.
  Но один в поле не воин.  Главное в любом деле  - единомышленники Их я нашла в родителях, воспитателях, специалистах, зажженных огоньком творчества, в нашем детском саду.
 Творческая деятельность несет немаловажную функцию в жизни ребенка – функцию объединения и создания творческого союза с взрослым. Совместные праздники и занятия помогают объединиться мне, родителям и детям. Родители получают возможность наблюдать и изучать ребенка в новой обстановке. Они видят, как чувствует себя ребенок в детском коллективе, занимается сложной для него интеллектуальной работой. Это новое знание о ребенке помогает не просто сохранить его мир, его здоровье, но и строить процесс обучения и развития, воспитания, создавая оптимальные условия в домашней обстановке. Совместно с родителями я создаю удобный мостик перехода от увлекательной дошкольной жизни к интересной, но не простой школьной жизни.
  Педагогические аксиомы при внедрении кружковой работы в образовательный процесс:
·  Если я хочу, чтобы ребенок стал умным, необходимо, прежде всего, заботиться о его духовном и телесном здоровье.
· Если я хочу, чтобы ребенок научился сам добывать знания, процесс умения должен быть веселым и радостным.
· Если я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, необходимо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.
 Приложение к статье.
Пояснительная записка.
 Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геометрической фигуры, вели­чины и др., которые детям предстоит усваивать в школе, - абстрактны, они отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. Первоначальным источником познания является чувствен­ное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чув­ственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстра­гирования перейти от этих представлений к математическим по­нятиям. И чем раньше начинать данную работу, тем лучше будут развиты интеллектуальные способности. Успешному овладению математическими понятиями способствует специальная работа, организованная в группе детей в кружке по формиро­ванию математических представлений «Растишка». Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут, 36 занятий в год (12 часов).
   Цель кружка: развитие интеллектуальных способностей детей через игры математического содержания.
Задачи ср. дошк. возраста:
·Познакомить детей с математическими играми Б.П. Никитина, В.В.Воскобовича, Х.Кюизенера,  Дьенеша;
·Развивать память, мышление, внимание через дидактические игры математического содержания.
Задачи ст. дошк. возраста:
·Уметь самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами, строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.;
· Находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путём;
·Активно включаться в коллективную работу, помогать сверстнику в случае необходимости;
·Свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.
 Совместная деятельность  в кружке проводится в игровой форме с использованием игр математического содержания, рекомендуемые программой «Детство» (авт. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина). Это игровое пособие Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Х. Кюизенера, Дьенеша. Математические знания даем детям в определенной системе и последовательности, с поэтапным усложнением, с учетом возрастных особенностей детей.
  Игры математического содержания способствуют  развитию первоначальных на­выков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстраги­рованию и обобщению, смекалки и сообразительности, простран­ственных представлений и воображения. Таким образом, формирование элементарных матем. представлений способствует развитию тех ка­честв, которые необходимы будущему школьнику.
 Уровни усвоения программы:
Первый год обучения
Низ. уровень.
  Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Ср. уровень.
 Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 4—7.
Выс. уровень.
  Ребенок оперирует свойствами предметов, обнару­живает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения не­изменности   количества   и   размера, объясняет, почему стало больше или меньше. 
Второй год обучения (5-6 лет).
Низкий уровень.
 Ребёнок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, результатов сравнения.
Ср. уровень.
  Ребёнок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества.
Выс. уровень.
   Ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи  и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику. Оказывает помощь сверстникам.
Третий год обучения
Низ. уровень.
  Ребёнок выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие (отсутствие) признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы, и творчества не проявляет.
Ср. уровень.
  Ребёнок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты диагностики носят, в основном. Воспроизводящий (нетворческий) характер.
Выс. уровень.
 Ребёнок имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов. Проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями.
Ожидаемые результаты:
   По окончании курса программы дети ст.дошк. возраста овладеют элем. представлениями о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, научатся ориентироваться в пространстве и во времени, устанавливать количественные отношения между числами, целым и частью. Они овладеют счетом и измерением линейных величин, усвоят небольшое количество математиче­ских терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.), элементов фигур (угол, сторона). Все способствует развитию интереса к матем. знаниям, уме­нию проявлять волевые усилия для решения задач матем. характера.
Литература:

·  Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в средней группе.

·   Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в старшей группе.

·  Ермолаева Л.И. Игры, задания и упр. математического содержания. Иркутск, 2000

·  Михайлова З.А.  Математика от трех до семи, С.-П., 1999

·  Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, С.-П., 2007

·  План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, С.-П., 1999

Категория: СТАТЬИ | Добавил: Брусничка | Теги: Бодайбо, творчество и математика, кружковая работа, д/с Брусничка
Просмотров: 2076 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск
НАШИ НОВОСТИ


логотип




ДЛЯ МАМ И ПАП
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Министерство науки и высшего образования
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования Иркутской области
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Ирк. обл.
  • ОГАОУ ДПО ИРО

  •  

    НАШИ КОЛЛЕГИ!
    Брусничка - 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz