"Ключ к творческому развитию детей, через кружковую работу"
03.09.2013, 06:52
«Может вызвать
удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических
доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало
бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел
и форм геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство,
знакомое всем настоящим математикам». А.
Пуанкаре
Именно эти слова стали своеобразной
путеводной нитью в моем становлении как педагога и творческой личности.
Уверена, что для создания творческого потенциала личности необходимо сочетание
знаний (общеобразовательных и специальных) и развитого управляемого творческого
воображения.
Знания человека растут на протяжении всей его
жизни, их дают вдетском саду, школе, в
специальных средних и высших заведениях… А воображение, как установлено
психологами, достигает наибольшей силы в возрасте 12-16 лет, а потом постепенно
угасает. Для меня важнейшей целью творческого воспитания и обучения детей
дошкольного возраста стало предотвращение этого процесса, более того, главной
целью, это -развитие и усиление
воображения, фантазии, творчества и развитие умственной деятельности… «Математика
- в порядокум приводит».
Моя педагогическая философия состоит в том
что, как бы ни складывалась окружающая жизнь перед ребенком для него необходимо открыть как можно больше путей его развития
и, уж конечно, в первую очередь, помочь вступить в мир воображения, фантазии,
творчества, через развитие кружковой работы по математическому представлению.
В этом мне помогает кружковая деятельность
по развитию творческого воображения. Необычные по своему содержанию и
форме занятия в кружке вызывают большой
интерес у детей, дети ведут себя
раскованно и непринужденно.
Моя дорога к осуществлению моих целей и задач
трудна и захватывающе интересна. Сколько я изучила литературы и методик, а,
сколько ещё предстоит изучить…
Передо мной постоянно стоят задачи - искать
новые формы работы, делать жизнь детей более насыщенной разнообразной
деятельностью.
Я прилагаю усилия для того, чтобы данной
формой работы развивать способности
детей, естественным путём развить в них разумный взгляд на окружающую их
природу и общественные отношения, воспитать их способными к самостоятельной
жизни и деятельности.
Занятие
в детском саду я понимаю не как «урок – занятие» для детей, а как то,
чем их «занять» в повседневности, в реальной детской жизни. Чем же? Чем-то
интересным, полезным, радостным… «А если не интересно, но надо?» - спросите вы.
Тогда нужно думать, как неинтересное дело сделать интересным. То есть деятельность, на которой знания
добываются детьми. Дети ищут их вместе со мной – учатся учиться.
Развить творческую личность невозможно без
развития пытливого ума, интереса к окружающему,
способности созидать новое. Для решения этих задач
я ищу и использую эффективные приёмы - это проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого
развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры», приёмы ТРИЗ, и другие
средства. Важно, чтобы это приносило
удовольствие и пользу детям. Мои совместные действия с детьми создают необходимые условия для
творческой деятельности, хотя на занятиях кружковой работы присутствуют
элементы обучения. Я учу детей видеть, чувствовать, слышать. Создаю условия для
того, чтобы при взаимодействии различных видов деятельности собственный опыт
ребенка использовался для развития продуктивного мышления, воображения,
творчества.
Но один в поле не воин. Главное в любом деле - единомышленники Их я нашла в родителях,
воспитателях, специалистах, зажженных огоньком творчества, в нашем детском
саду.
Творческая деятельность несет немаловажную
функцию в жизни ребенка – функцию объединения и создания творческого союза с
взрослым. Совместные праздники и занятия помогают объединиться мне, родителям и
детям. Родители получают возможность наблюдать и изучать ребенка в новой
обстановке. Они видят, как чувствует себя ребенок в детском коллективе,
занимается сложной для него интеллектуальной работой. Это новое знание о
ребенке помогает не просто сохранить его мир, его здоровье, но и строить
процесс обучения и развития, воспитания, создавая оптимальные условия в
домашней обстановке. Совместно с родителями я создаю удобный мостик перехода от
увлекательной дошкольной жизни к интересной, но не простой школьной жизни.
Педагогические аксиомы при внедрении кружковой работы в образовательный процесс:
· Если
я хочу, чтобы ребенок стал умным, необходимо, прежде всего, заботиться о его
духовном и телесном здоровье.
·Если
я хочу, чтобы ребенок научился сам добывать знания, процесс умения должен быть
веселым и радостным.
· Если
я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью, необходимо сохранять и развивать
его уникальность и неповторимость.
Приложение
к статье.
Пояснительная
записка.
Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования
к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия
натурального числа, геометрической фигуры, величины и др., которые детям
предстоит усваивать в школе, - абстрактны, они отражают связи и отношения,
свойственные предметам внешнего мира. Первоначальным источником познания
является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе
чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств,
отношений. Понимание логических определений понятий находится в прямой
зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем
богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях
реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования
перейти от этих представлений к математическим понятиям. И чем раньше начинать
данную работу, тем лучше будут развиты интеллектуальные способности. Успешному
овладению математическими понятиями способствует специальная работа,
организованная в группе детей в кружке по формированию математических
представлений «Растишка». Занятия проводятся во второй половине дня один раз в
неделю по 20 минут, 36 занятий в год (12 часов).
Цель кружка: развитие интеллектуальных
способностей детей через игры математического содержания. Задачи
ср. дошк. возраста: ·Познакомить
детей с математическими играми Б.П. Никитина, В.В.Воскобовича,
Х.Кюизенера, Дьенеша; ·Развивать
память, мышление, внимание через дидактические игры математического содержания. Задачи
ст. дошк. возраста: ·Уметь
самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение,
классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами,
строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.; ·Находить нужный
способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путём; ·Активно
включаться в коллективную работу, помогать сверстнику в случае необходимости; ·Свободно
разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в
том числе и придуманных детьми. Совместная деятельность в кружке
проводится в игровой форме с использованием игр математического содержания,
рекомендуемые программой «Детство» (авт. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.
Ноткина). Это игровое пособие Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, Х. Кюизенера,
Дьенеша. Математические знания даем детям в определенной системе и
последовательности, с поэтапным усложнением, с учетом возрастных особенностей
детей. Игры
математического содержания способствуют
развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию
и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и
воображения. Таким образом, формирование элементарных матем. представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему
школьнику. Уровни усвоения программы: Первый год обучения Низ.
уровень. Ребенок различает предметы по форме,
размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.
Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые
и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении
связей между действиями (что сначала, что потом). Ср.
уровень. Ребенок различает, называет, обобщает
предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет
действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях,
пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру,
устанавливает неравенство. Считает до 4—7. Выс.
уровень. Ребенок оперирует свойствами предметов,
обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе
группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает
закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине,
толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем,
добавим?..» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества
и размера, объясняет, почему стало больше или меньше. Второй год обучения (5-6 лет). Низкий
уровень. Ребёнок классифицирует геометрические
фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь
на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные
отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы
деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет
сущность действий. Самостоятельности и творчества не проявляет. Затрудняется в
речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей,
результатов сравнения. Ср.
уровень. Ребёнок осуществляет классификацию по
одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому
можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью
воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в
группах предметов, величин. Не проявляет инициативы и творчества. Выс.
уровень. Ребёнок самостоятельно осуществляет
классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет,
решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и
творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику. Оказывает
помощь сверстникам. Третий год обучения Низ.
уровень. Ребёнок выделяет свойства предметов
(двух-трёх), определяет наличие (отсутствие) признака. Считает, сравнивает,
измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп,
количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами,
инициативы, и творчества не проявляет. Ср.
уровень. Ребёнок выделяет свойства предметов, фигур и
самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене
основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных
группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их
последовательность. Результаты диагностики носят, в основном. Воспроизводящий
(нетворческий) характер. Выс.
уровень. Ребёнок имеет обобщённое представление о
свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает
и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов. Проявляет интерес
и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями. Ожидаемые результаты: По
окончании курса программы дети ст.дошк. возраста овладеют элем.
представлениями о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших
геометрических фигурах, научатся ориентироваться в пространстве и во времени,
устанавливать количественные отношения между числами, целым и частью. Они
овладеют счетом и измерением линейных величин, усвоят небольшое количество
математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат и др.),
элементов фигур (угол, сторона). Все способствует развитию интереса к
матем. знаниям, умению проявлять волевые усилия для решения задач
матем. характера.
Литература:
·Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в средней группе.
·Бондаренко Т.М.Комплексные занятия в старшей группе.
·Ермолаева Л.И. Игры, задания и упр. математического содержания. Иркутск, 2000
·Михайлова З.А. Математика от трех до семи, С.-П., 1999
·Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, С.-П., 2007
·План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, С.-П., 1999