"Исследовательская работа – одна из аспектов успешного развития ребёнка"
03.09.2013, 10:37
"Исследовательская работа –
одна из аспектов успешного развития ребёнка"
Исследовательская
работа – одна из аспектов успешного развития ребёнка
Я часто задаю себе вопросы - как всестороннее развить личность ребёнка, как
научить его самостоятельно, действовать, находить решение поставленных задач в
различных видах детской деятельности, как дошкольник должен уметь применять
полученные знания, предлагать собственное решение проблемы? Для реализации поставленных задач я использую
в работе с детьми инновационную
деятельность (воспитание и обучение строю на основе проектной деятельности). Работая на подготовительной группе
«Капитошка» с детьми старшего дошкольного возраста, мы реализовали проект -
«Мини-музей пуговицы». Родители и дети стали активными участниками
проекта. Вместе с родителями мы обговорили этапы проведения проекта, установили
сроки. Полученные поручения были выполнены
родителями и детьми с удовольствием. Одни родители собрали информацию об
истории появления пуговиц. Детям было интересно узнать, что вместо пуговиц
раньше использовали деревянные палочки, бусинки, кости животных. Другие родители помогали оформлять стенд, третьи – вместе с
детьми изготавливали поделки панно и даже картины из пуговиц. Для развития мелкой моторики рук, мы –
воспитатели, придумали и изготовили развивающие игры с использованием пуговиц.
Для изучения счёта, цвета, формы, размера мы использовали разноцветные
пуговицы. Но это ещё не всё! Оказывается, пуговицы сделаны из разных
материалов: пластмассы, дерева, железа, стекла. Об этом наши воспитанники
узнали на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром. Современные технологии не стоят на месте и на
смену пуговицам приходят молнии, кнопки, крючки, липучки. Эти материалы мы тоже
использовали в своей работе с детьми, учили пользоваться ими. Итогом
создания «Мини-музея пуговицы» стало его торжественное открытие. Дети
разгадывали загадки о пуговицах, представляли свои поделки, родители читали
сказки о приключениях маленькой пуговицы, которые придумали вместе с детьми. При реализации
проекта дети научились пришивать пуговицы, создавать интересные поделки.
Пополнили и расширили свой кругозор и словарный запас. У них развита фантазия,
творческое воображение, сенсорные способности, появился познавательный интерес. В прошлом году дети нашей группы «Капитошка»
стали первоклашками, а я начала свою работу
со второй младшей группы. Дети пришли маленькие, родители новые. Нужно
было сначала привыкать друг к другу. Для того чтобы сплотить наш
маленький коллектив и научить родителей играть с детьми в домашних условиях в
развивающие игры по математике, я создала краткосрочный проект - «Творим и
играем вместе». Цель этого проекта в том, чтобы привлечь родителей к созданию
развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста. Большое спасибо всем
родителям, которые откликнулись на наше предложение: Бекешевой А.К., Кривых
А.В., Наумову С.В., Широких Л.П., Петелиной Е.С., Кучер Е.С., Ушаковой Е.Ю. и Ушаковой Насте. Игры
получились интересными, красивыми и нужными детям. В завершении проекта, на
родительском собрании, мы оформили выставку игр, и родители обменялись знаниями
правил изготовленных игр. В свободное от занятий время, в первую очередь
дети просили поиграть ту игру, которую сделали их родители, бабушки, сестры.
Поставленная задача была выполнена – дети совместно с родителями научились
играть в математические игры, которые
развивают у детей младшего дошкольного возраста логическое мышление, внимание,
фантазию, усидчивость; формируют элементарные математические представления. Наступила холодная зима. Каждый раз, выходя
на прогулку, мы видели стайку воробьёв, а иногда к нам в гости прилетали
синицы, снегири. Зябко им было, голодно. Жалко нам стало птичек. Решили мы
предложить родителям и детям ещё один проект - «Птичья столовая». Цель
проекта: изготовление кормушек для зимующих птиц. Задачи:
формирование начальных экологических преставлений у детей младшего дошкольного
возраста о зимующих птицах; прививать любовь к природе, учить детей заботиться
о птицах. Родители получили задание изготовить
кормушки, а мы (воспитатели) решали воспитательные и познавательные задачи. Проводили беседы на тему: «Знакомство с
зимующими птицами». Прослушивали диск с записями птичьих голосов. Разгадывали
загадки о птицах, составляли описательные рассказы, используя модели. Читали и
заучивали стихотворения о птицах: «Новая столовая» З.Александровой, «Где обедал
воробей?» С.Маршака, «Покормите птиц зимой»
А.Прокофьевой, «Птичка» А.Барто, «Снегирь» М.Лапыпина. Дети «превращались» в птичек и мы играли в
подвижные игры: «Буря и птицы», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»,
«Птички в гнёздышках» и др.
Завершением проекта стало развлечение на
улице с детьми и родителями «Птичья столовая». Кормушки повесили на деревья
очень низко над землёй, потому что наши дети ещё маленькие. Каждую прогулку мы
насыпаем в них корм, который приносят родители. А птички уже ждут нас и
приветствуют радостным чириканьем. Тут же слетаются в кормушки, не обращая
внимания на детей. Вот так мы подружились с птицами. Кроме того наши родители и
дети тоже стали сплочённее, научились понимать друг друга. Проектная деятельность помогла нам пополнить
материальную базу: создать мини-музей пуговиц, изготовить развивающие игры для
старшего и младшего дошкольного возраста, кормушки для птиц. Обогатила нас
духовно, научила быть дружными, творческими людьми. Дети пополнили свой багаж
знаний, научились добиваться выполнения поставленной задачи с помощью взрослых
и самостоятельно; поняли, как необходимо беречь и охранять природу. Приложение к статье Проект "Творим и
играем вместе ” Группа: 2 младшая Возраст: 3-3,5 года Сроки: 15-30 ноября 2010г. Цель: Создание
развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста с участием родителей,
старших братьев и сестёр. Задачи: 1. Привлечь родителей к участию в проекте. 2. Формировать начальные математические представления у
детей младшего дошкольного возраста. 3. Участники: воспитатели, родители, дети, воспитатели,
младший воспитатель группы, старшие дети в семьях воспитанников.
Этап
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
·Ознакомление
родителей с основными этапами проекта.
·Подбор игр для изготовления.
·Изготовление
папки - передвижки "Развивающие игры для детей”.
·Изготовление
памяток для занятий с детьми в домашних условиях.
·Подбор
материала для родителей с описанием развивающих игр
·"Формирование
элементарных математических представлений с использованием игровых приёмов”
15-19.
11.
2010 г.
воспитатели
младший воспитатель
2
·Беседы
с родителями о пользе игр в развитии детей.
·Проведение
консультаций для родителей по изготовлению развивающих игр, выбор материала.
·Помощь
родителям в изготовлении и оформлении игр.
·Обучение
детей игровой деятельности.
·Изготовление
развивающих игр родителями, другими членами семьи совместно с детьми.
·Изготовление
развивающих игр воспитателями, младшим воспитателем совместно с детьми.
·Знакомство
детей с играми, сделанными руками родителей.
22-29.
11.
2010 г
воспитатели
младший воспитатель
родители,
члены семей воспитанников
3
·Проведение
родительского собрания по теме:
«Развивающие игры по математике – средство умственного развития
дошкольников».
·Выставка
игр на родительском собрании.
·Демонстрация
игровой деятельности детей с участием родителей на собрании.