Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. К сожалению, одной из основных характеристик современной семьи является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Очень важно заинтересовать родителей работой детского сада, объяснить необходимость тесного сотрудничества, показать, что может сделать детский сад для их детей. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в области дошкольного образования, необходимо оказывать родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их первенство в воспитании детей. При тесном контакте педагогов с родителями, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, отмечается, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их методы не приводят к эффективному воспитанию. И результаты анкетирования ярко демонстрируют, что современные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Взаимоотношения с родителями и детьми стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. К сожалению, некоторые педагоги в работе с семьями используют лишь методы нравоучений и «сухих лекций». Многолетняя практика убеждает, что подобные «пассивные методы» весьма не эффективны. В своей работе я ориентировалась на такую форму взаимодействия с родителями, как детско - родительский клуб, в котором родители могут «прожить» тему встречи и внешне и внутренне проявить свое личное отношение к ситуации, найти оптимальные способы ее решения, используя многообразный коллективный опыт всех участников. Детско-родительский клуб «Азбука детства», который я организовала при МДОУ д/с №5 «Брусничка» посещают родители со своими детьми от трёх до семи лет. Целью клуба является всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей и повышение педагогической компетентности родителей. Деятельность осуществляется на основе разработанного «Положения о детско-родительском клубе «Азбука детства» (Приложение №1), принятого Советом педагогов (Протокол №18 от 04.10.2011 г.), утвержденного приказом № 127 от 06.10.2011 г. заведующей МДОУ д/с №5. Программа деятельности детско - родительского клуба построена на основе перспективного плана (Приложение №2) и охватывает все образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Познание». На протяжении всего учебного года деятельность клуба включает в себя четыре основных этапа: - подготовительный: определение основных направлений работы детско-родительского клуба на новый учебный год в процессе собеседования и анкетирования родителей. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей. - организационный: составление перспективного плана работы клуба (Приложение №2), утверждение графика проведения занятий с детьми и их родителями. Оснащение методическим сопровождением, составление конспектов занятий, подбор стимульного материала. - непосредственная организация деятельности детско - родительского клуба. - подведение итогов работы клуба. Выявление перспективы на будущее. В совместной деятельности родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать проблемные ситуации, применять полученные навыки в творческих играх и практических упражнениях. Занятия в детско-родительском клубе «Азбука детства», способствуют самореализации каждого участника и их взаимообогащению, позволяют решить проблемы: - развитие взаимопонимания взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и т. д.), - формирование позитивных форм общения в семье; - развитие интереса родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; - развитие творческих способностей и воображения взрослых и детей в процессе игрового общения. Благодаря созданному особому микроклимату, в клубе устанавливаются доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами. Регулярность заседаний клуба один раз в месяц. На встречи в клуб приглашаются родители вместе с детьми, а также в работе клуба активно участвуют специалисты ДОУ. Основными принципами работы клуба являются добровольность, соблюдение педагогической этики, доброжелательность, открытость. Используемые формы работы: - игры и упражнения; - мини-беседы, лекции; - релаксационные и динамические паузы; - музыкально-танцевальные этюды; - моделирование проблемных ситуаций; - презентация информационных буклетов; - дидактические и подвижные игры; - художественно-творческая деятельность, элементы арт-терапии и сказкотерапии; - праздники и развлечения - чаепитие. В ходе совместной деятельности участники группы полу¬чают возможность познакомиться с правилами и способами общения с детьми, узнают об особенностях физического и психи¬ческого развития ребенка-дошкольника, о позиции, дистанции и пространстве общения с ребенком, об огромном значении игры и игрушки в его жизни. Все это ведет к гармонизации детско-родительских отношений. Каждое занятие начинается с рефлексии, в процессе которой родители делятся впечатлениями об изменениях, произошедших в их семьях, во взаимоотношениях с детьми. В зависимости от плана работы, сообща обговаривается каждое мероприятие, в ходе которых решаются проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицу своего труда, умения, творчества. При выполнении совместных упражнений, поделок, игр, а также при обсуждении теоретических вопросов, родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем, применяют их на практике, взаимодействуя с детьми. Участие приглашённых педагогов-специалистов создает атмосферу надёжности, комфортности, защищённости для детей и их родителей, которые получают массу положительных эмоций от совместно выполняемых действий. Незаметно, ненавязчиво, проигрывая и моделируя определенные ситуации, родители узнают: - о важности гармоничного развития ребенка; - о связи физического и духовного в ребенке; - в какие игры играть с ребенком, чтобы он был здоровым; - как правильно общаться, чтобы в семье были взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу; - о влиянии двигательной активности на настроение и эмоциональное состояние взрослых и детей; - как научиться расслабляться и регулировать свое состояние. Зная, что родители предпочитают иметь наглядное подтверждение теоретическому материалу, в совместных встречах используются презентации, видеоматериалы, фото-слайд-шоу, информационные листовки, буклеты с рекомендациями по различным темам. Также для родителей я изготавливаю «Советы и ре¬комендации по общению с ребенком», которые имеют компактную форму в виде записной книжки и могут быть всегда под рукой у родителей. Полученные знания помогают родителям избежать конфликтных ситуаций в семье, создают доброжелательную атмосферу в доме. Основной акцент во всех используемых формах и методах работы с родителями делается на игре и сказке, наиболее доступных для восприятия и взрослого и ребенка, так как, играя, можно оздоравливать, развивать, воспитывать и обучать. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это важно для их собственного ребенка. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя «глазами других» и тем самым осознать свои ошибки в воспитании детей, погасить ощущение единственности собственных трудностей. Таким образом, работа детско-родительского клуба «Азбука детства» дала положительные результаты: изменился характер взаимодействия родителей с детьми, что способствовало объединению, укреплению и совершенствованию отношений в семье, а также вовлечению родителей в реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
|