Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Четверг,28.03.2024,20:45

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА"

САЙТ функционирует с
16.11.2012
  
И ЭТО ВСЕ О НАС

Телефоны служб, электронные адреса учреждений

Наш опрос
Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД?
Всего ответов: 106

Категории раздела
ПРЕЗЕНТАЦИИ [7]
Работы выполнены педагогами МДОУ
ПРОЕКТЫ [3]
СТАТЬИ [13]
Статьи педагогов, опубликованные в средствах массовой информации
СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ [1]



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » СТАТЬИ

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
29.01.2014, 11:04
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
 приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
 оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
 в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»
(И.В.Тимирязев)
 
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребёнку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов. Я думаю и считаю, что на  первый план выдвигаются идеи обеспечения полноценного проживания ребёнком дошкольного периода жизни, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но и активным деятелем.
 Одним из важных направлений в моей  работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.  Из моего опыта работы я могу сказать  без преувеличения, что познавательная деятельность открывает ребенку  огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий.
Взять, к примеру, самую  эффективную  методику  сотрудничества деятельности объектов образовательного пространства. Суть её в том что, позиция взрослого  не над детьми, а вместе с ними. Он, воспитатель- товарищ по совместной деятельности. Подчеркну, что задача воспитателя  при проведении познавательных дел и игр, это умение выделить момент нахождения решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянным спутником жизни ребёнка.
Я часто думаю, от чего зависит успех или неудача  ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу, что успех гарантирован при условии,  что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой.
Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «Пробующий» характер.
Из опыта работы, хочу выделить  два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) дошкольной  деятельности.
 Первый: активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
 Второй: деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом -  Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает. Второй вид благоприятен для решения задач познавательного характера: педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные), направленные на формирование потребности решать их опытным путем.
Важную особенность экспериментирования  в моей работе, считаю - это умение  повысить интерес  к  деятельности.  А значит, мне, как, воспитателю необходимо  ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития познавательной активности.
К своей статье предлагаю проекты: «Мир цветов» (ст.гр.), «Луковая история» (ср гр).
 
«Луковая история»
Участники:
Дети средней группы (4-5лет), воспитатели группы, семьи воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры).
Сроки реализации: с 1 марта по 27 апреля 2011г.
Проблема: Поиск ответа на вопрос: «Для чего и как мы используем лук?».
Установочные цели:
1.Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
2.Знакомство детей с разнообразием сортов лука: репчатый, сладкий, батун, порей, шнитт, шалот, декоративные виды.
3.Вовлечение детей  в практическую деятельность по выращиванию овощной культуры, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе;
4. Выявление благоприятных условий для создания оптимальной среды прорастания овощной культуры.
Задачи:
1. Поддержание и стимулирование активного интереса детей к окружающей природе, через ознакомление  с сортами лука, удовлетворение детской любознательности.
2. Обеспечение познавательной активности детей посредством использования методов наблюдений за природными наблюдений за природными объектами,  игрового моделирования  и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривание иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие интереса и активности дошкольников, обогащение опыта исследовательских действий,  удовлетворение детской пытливости.
4. Стимулирование и поощрение добрых, трогательных поступков детей, радостного переживания от положительного поступка по отношению к объектам живой природы.
Ожидаемые  результаты:
- Усвоение детьми необходимых умений и навыков по организации ухода и прорастания овощной культуры.
-Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать другого.
- Формирование стремления детей  к выполнению оригинальных творческих работ.
-Развитие познавательной активности детей.
-Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, укрепление связей сотрудничества с детским садом.
Исследовательская работа
          I. Подготовительный этап ( 01.03.2010 – 12.03.2010г)
1.                  Объяснение задач исследовательской работы детям.
2.                  Создание лаборатории.
3.                  Подготовка оборудования и материалов.
4.                  Сбор вопросов детей «Что бы мы хотели узнать о луке»
5.                  Сбор коллекции лука (репчатый, сладкий, батун, декоративные виды и т.п.);
          II. Основной этап (13.03.2010 -23.04.2010г)
1.                  Сбор информации о луке.
2.                  Выяснить:
-                                как давно и для каких целей человек использует лук;
-                                какие существуют виды и сорта лука, чем они отличаются (найти их фотографии, рисунки); у всех ли луков есть луковицы;
-     где растет лук в природе (у нас в стране и в других странах), найти эти места на географической карте;
  как сделать из лука краску (кто-нибудь из детей может найти такую информацию и рассказать об этом остальным, чтобы они попробовали дома изготовить такую краску.
 у каких растений еще бывают луковицы, собрать коллекцию таких луковиц (нарцисс, тюльпан, лилия, гиацинт);
 почему лук назвали луком? Как называется лук у других народов?
3.  Выполнение домашнего задания:
- Поиск совместно с родителями рецептов блюд, в которых используется лук, и готовят их в группе (если это возможно).
- Сбор информации о применении лука в народной медицине. Совместно с родителями дети подбор народных  рецептов применения лука в лечении недугов.
4.  Чтение и сочинение сказок, рассказов, легенд, стихов в ко­торых упоминается лук.
5.  Рисование лука
6. Подбор фотографий, рисунков лука
III. Заключительный этап «Научные выводы» 24.04.2010 – 27.04.2010г)
Приложение:
1.   Краткая характеристика лука
2. Сказки, произведения, стихи, загадки о луке,
3.   Рисунки детей,
4. Рецепты применения лука в народной медицине,
5. Рецепты блюд.
 Проект: «Мир цветов»
Проблема: Влияние цветов на развитие эстетического вкуса и любви к природе у детей дошкольного возраста.
Цель:
1.      Знакомство детей с разнообразием  цветов сада,
2.      Выявление оптимальной среды обитания для растений;
3.      Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1.  Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его через ознакомление с новыми видами садовых растений, удовлетворять детскую любознательность.
2. Обеспечивать познавательную активность детей посредством использования методов наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3.      В процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе.
Актуальность проблемы: необходимость цветущих растений в жизни человека.
Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомятся с растениями сада, выявят наиболее благоприятные условия их прорастания,  обретут практический опыт ухода за живыми объектами, что будет способствовать формированию экологической культуры у дошкольников.
Период: с 01 июня по 16 сентября 2011 года.

Этапы

Деятельность детей

Сроки

Ответственные

1. Организация работы над проектом
 Подбор литературы, иллюстрации, определение основных этапов реализации проекта.
Закупка семян садовых растений.
Закупка земли для посадок.
Беседа с родителями о ходе реализации проекта.
Посадка растений.
1-10 июня
Творческая группа педагогов и родителей.
Практическая деятельность по внедрению проекта
Наблюдение за прорастанием семян. Ведение дневников наблюдений.
Посадка рассады в клумбы на участке
Наблюдение и уход на прогулке за цветами.
Просмотр иллюстраций и энциклопедий.
Просмотр слайдов.
Продуктивная деятельность: рисование «Космея», «Цветок» (с натуры), «Цветы в вазе»;
аппликация «Георгины»; «Астра»; «Цветок»; «Осенний букет» (натюрморт); «Нарцисс»; рельефная лепка «Ромашка»; Конструирование. Тема: «Цветы в вазе»/ композиция.
Познавательно-исследовательская деятельность: «Маленький цветочек»;
 «Где лучше расти?»
 «Что потом?»
Чтение детям сказки С.Караулис «Фея с волшебной поляны», «Дюймовочка», заучивание стихов о цветах;
Разучивание игры «Цветочное лото»
Слово творчество (стихи, загадки, заклички).
Изготовление планшетов о цветущих растениях.
Составление описательных рассказов.
Организация экскурсий по улицам города с целью рассматривания садовых цветов на клумбах улиц
Составление цветочных композиций
Оформление альбома «Мой любимый цветок».
Слушание «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», Шопена «Вальс цветов»
ежедневно
 июнь 
июнь-август
июль
август
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
август
под руководством воспитателя.
пом. воспитателя под руководством воспитателя
воспитатели.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
музыкальный руководитель.
 
воспитатели
 
родители воспитанников
 
 
воспитатели
 
 
родители воспитанников
Презентация 
Совместная деятельность детей, их водителей и воспитателей
15 сентября
Воспитатели
Обсуждение нового проекта
Перспектива на будущее

 

Введение дошкольников в новую проблему

 
 
Категория: СТАТЬИ | Добавил: Брусничка
Просмотров: 1532 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск
НАШИ НОВОСТИ


логотип




ДЛЯ МАМ И ПАП
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Министерство науки и высшего образования
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования Иркутской области
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Ирк. обл.
  • ОГАОУ ДПО ИРО

  •  

    НАШИ КОЛЛЕГИ!
    Брусничка - 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz