|
Телефоны служб, электронные адреса учреждений
| Статистика |
|---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
|
| 29.01.2014, 11:04 |
«Развитие
познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл» (И.В.Тимирязев) Современная
система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический
подход к ребёнку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и
уважении её интересов. Я думаю и считаю, что на первый план выдвигаются идеи обеспечения
полноценного проживания ребёнком дошкольного периода жизни, когда он чувствует
себя не просто опекаемым, но и активным деятелем. Одним из важных направлений в моей работе с детьми дошкольного возраста является
развитие их познавательной сферы. Из
моего опыта работы я могу сказать без преувеличения,
что познавательная деятельность открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных
открытий. Взять,
к примеру, самую эффективную методику
сотрудничества деятельности объектов образовательного пространства. Суть
её в том что, позиция взрослого не над
детьми, а вместе с ними. Он, воспитатель- товарищ по совместной деятельности.
Подчеркну, что задача воспитателя при
проведении познавательных дел и игр, это умение выделить момент нахождения
решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения. Тогда
интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянным спутником жизни
ребёнка. Я
часто думаю, от чего зависит успех или неудача
ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Размышляя над
этой проблемой, я пришла к выводу, что успех гарантирован при условии, что потребность ребенка в новых впечатлениях
лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской
деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая
деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть
в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и
характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он
уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия,
входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят
«Пробующий» характер. Из
опыта работы, хочу выделить два основных
вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) дошкольной деятельности. Первый:
активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале
ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее
полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель,
ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои
потребности, свои интересы, свою волю. Второй: деятельность организует взрослый, он
выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму
действий. Таким образом - Первый вид экспериментирования имеет
огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети
самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными,
не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы.
Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает
«исследования», творчески развивает. Второй
вид благоприятен для решения задач познавательного характера: педагог имеет
возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по
ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах
деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные),
направленные на формирование потребности решать их опытным путем. Важную
особенность экспериментирования в моей
работе, считаю - это умение повысить
интерес к деятельности.
А значит, мне, как, воспитателю необходимо ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать
свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать
причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать
выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные
результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности
весьма значим для развития познавательной активности. К
своей статье предлагаю проекты: «Мир цветов» (ст.гр.), «Луковая история» (ср
гр). «Луковая
история» Участники: Дети
средней группы (4-5лет), воспитатели группы, семьи воспитанников (мамы, папы,
бабушки, дедушки, братья и сёстры). Сроки
реализации: с
1 марта по 27 апреля 2011г. Проблема: Поиск
ответа на вопрос: «Для
чего и как мы используем лук?». Установочные
цели: 1.Формирование
основ экологической культуры у дошкольников. 2.Знакомство
детей с разнообразием сортов лука: репчатый, сладкий, батун, порей, шнитт,
шалот, декоративные виды. 3.Вовлечение
детей в практическую деятельность по
выращиванию овощной культуры, развитие интереса к опытнической и
исследовательской работе; 4.
Выявление благоприятных условий для создания оптимальной среды прорастания
овощной культуры. Задачи: 1.
Поддержание и стимулирование активного интереса детей к окружающей природе,
через ознакомление с сортами лука,
удовлетворение детской любознательности. 2.
Обеспечение познавательной активности детей посредством использования методов наблюдений
за природными наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых
ситуаций, труда в природе, рассматривание иллюстраций, художественных картин,
просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе. 3.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие интереса и
активности дошкольников, обогащение опыта исследовательских действий, удовлетворение детской пытливости. 4.
Стимулирование и поощрение добрых, трогательных поступков детей, радостного
переживания от положительного поступка по отношению к объектам живой природы. Ожидаемые результаты: -
Усвоение детьми необходимых умений и навыков по организации ухода и прорастания
овощной культуры. -Приобретение
детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать
другого. -
Формирование стремления детей к
выполнению оригинальных творческих работ. -Развитие
познавательной активности детей. -Вовлечение
родителей в образовательный процесс ДОУ, укрепление связей сотрудничества с
детским садом. Исследовательская
работа I. Подготовительный
этап ( 01.03.2010 – 12.03.2010г) 1.
Объяснение задач исследовательской работы детям. 2.
Создание лаборатории. 3.
Подготовка оборудования и материалов. 4.
Сбор вопросов детей «Что бы мы хотели
узнать о луке» 5.
Сбор коллекции лука (репчатый, сладкий, батун, декоративные виды и
т.п.); II. Основной этап (13.03.2010 -23.04.2010г) 1.
Сбор
информации о луке. 2.
Выяснить: -
как давно и для каких целей человек использует лук; -
какие существуют виды и сорта лука, чем они отличаются (найти их
фотографии, рисунки); у всех ли луков есть луковицы; - где растет лук в природе (у нас в стране и в других странах),
найти эти места на географической карте; - как сделать из лука краску (кто-нибудь из детей может найти такую
информацию и рассказать об этом остальным, чтобы они попробовали дома
изготовить такую краску. - у каких растений еще бывают луковицы, собрать коллекцию таких
луковиц (нарцисс, тюльпан, лилия, гиацинт); - почему лук назвали луком? Как называется лук у других народов? 3. Выполнение
домашнего задания: - Поиск совместно с родителями рецептов блюд, в которых используется
лук, и готовят их в группе (если это возможно). - Сбор информации о применении лука в народной медицине. Совместно с
родителями дети подбор народных рецептов
применения лука в лечении недугов. 4. Чтение и сочинение сказок, рассказов, легенд, стихов в которых
упоминается лук. 5. Рисование лука 6. Подбор фотографий, рисунков лука III.
Заключительный этап «Научные выводы» 24.04.2010 – 27.04.2010г) Приложение: 1. Краткая
характеристика лука 2. Сказки,
произведения, стихи, загадки о луке, 3. Рисунки
детей, 4. Рецепты
применения лука в народной медицине, 5. Рецепты
блюд. Проект: «Мир
цветов»Проблема: Влияние цветов
на развитие эстетического вкуса и любви к природе у детей дошкольного возраста. Цель: 1.
Знакомство
детей с разнообразием цветов сада, 2.
Выявление
оптимальной среды обитания для растений; 3.
Формирование
основ экологической культуры у дошкольников. Задачи: 1. Поддерживать
активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его
через ознакомление с новыми видами садовых растений, удовлетворять детскую
любознательность. 2. Обеспечивать
познавательную активность детей посредством использования методов наблюдений за
природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования,
проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций,
художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной
литературы о природе. 3.
В
процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать интерес и
активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий,
удовлетворять детскую пытливость. 4. Стимулировать
и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от
положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного
отношения людей к природе. Актуальность
проблемы: необходимость
цветущих растений в жизни человека. Ожидаемые
результаты:
Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомятся с
растениями сада, выявят наиболее благоприятные условия их прорастания, обретут практический опыт ухода за живыми
объектами, что будет способствовать формированию экологической культуры у
дошкольников. Период: с 01 июня по 16
сентября 2011 года.
|
Этапы
|
Деятельность
детей
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
1. Организация
работы над проектом
|
Подбор литературы, иллюстрации, определение
основных этапов реализации проекта. Закупка
семян садовых растений. Закупка
земли для посадок. Беседа
с родителями о ходе реализации проекта. Посадка
растений.
|
1-10 июня
|
Творческая
группа педагогов и родителей.
|
|
Практическая
деятельность по внедрению проекта
|
Наблюдение
за прорастанием семян. Ведение дневников наблюдений. Посадка
рассады в клумбы на участке Наблюдение
и уход на прогулке за цветами. Просмотр
иллюстраций и энциклопедий. Просмотр
слайдов. Продуктивная
деятельность: рисование «Космея», «Цветок» (с натуры), «Цветы в вазе»; аппликация
«Георгины»; «Астра»; «Цветок»; «Осенний букет» (натюрморт); «Нарцисс»;
рельефная лепка «Ромашка»; Конструирование. Тема: «Цветы в вазе»/ композиция. Познавательно-исследовательская
деятельность: «Маленький цветочек»; «Где лучше расти?» «Что потом?» Чтение
детям сказки С.Караулис «Фея с волшебной поляны», «Дюймовочка», заучивание
стихов о цветах; Разучивание
игры «Цветочное лото» Слово
творчество (стихи, загадки, заклички). Изготовление
планшетов о цветущих растениях. Составление
описательных рассказов. Организация
экскурсий по улицам города с целью рассматривания садовых цветов на клумбах
улиц Составление
цветочных композиций Оформление
альбома «Мой любимый цветок».
Слушание
«Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», Шопена «Вальс цветов»
|
ежедневно июнь июнь-август июль август август
|
под
руководством воспитателя. пом.
воспитателя под руководством воспитателя воспитатели. музыкальный
руководитель. воспитатели родители
воспитанников воспитатели родители
воспитанников
|
|
Презентация
|
Совместная
деятельность детей, их водителей и воспитателей
|
15 сентября
|
Воспитатели
|
|
Обсуждение
нового проекта
|
Перспектива на
будущее
|
|
Введение
дошкольников в новую проблему
|
|
|
Категория: СТАТЬИ | Добавил: Брусничка
|
| Просмотров: 1735 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|