«Семь вариантов успеха» Подготовительная
группа – это сложный период дошкольного детства, когда ребенок уже как бы
прошел первый этап своего жизненного пути, заполненного чудесными сказками и
любимыми игрушками, и каждый день он готовится распахнуть дверь в новый, пока
еще неведомый мир с первыми школьными тетрадками и азбукой, первыми прописями и
новыми школьными друзьями. Ежедневно взрослые напоминают ему о том, что он уже
большой, что скоро пойдет в школу и ему
нужно вести себя хорошо, быть послушным и внимательным, всегда слушать,
что говорят взрослые. Но ребенок не
всегда понимает, как это должно быть, ведь он и так себя старается вести
хорошо, в его понимании, он слушает маму, воспитателя, а как-то по-другому
слушаться он не умеет и что от него хотят взрослые, порою даже и не понимает. И
от этого не понимания нередко возникают проблемы в общении со взрослыми, со
сверстниками, которые часто приводят к конфликтным ситуациям. Задача педагогов
состоит в том, чтобы помочь родителям и детям спокойно и уверенно преодолеть
этап пред школьного периода, научиться понимать, принимать, слушать и
слышать друг друга.
Из своего многолетнего опыта педагогической
деятельности знаю, что дети по своей природе являются маленькими собственниками
и сначала потребителями нашего внимания, терпения, а потом уже «дарителями» нам
радости от общения с ними. Наверное, каждому знакома такая ситуация, когда
ребенок, рассказывая что-либо, замечает, что взрослый вдруг отводит взгляд на
какой-либо объект, при этом продолжая слушать ребенка. Тут же получает ответную
реакцию - ребенок либо дергает взрослого за рукав, либо пытается повернуть ваше
лицо к себе, при этом напоминает, что «мама, смотри на меня, слушай меня!».Бывает
и такая ситуация, когда ребенок не выслушав взрослого до конца, начинает
рассказывать сам о том, что слышал уже то, о чем рассказывает взрослый. Причем,
прервав взрослого на полуслове, сам, в силу небольшого социального опыта, не
может дать точного разъяснения по какому-либо вопросу, остается где-то на
половине от мысли или истины, например «А я тоже такое видел», «А я знаю такой
зоопарк», «А мы видели такое здоровье – это лекарство!». И только практическая
деятельность, непосредственное общение взрослых с детьми в специально созданной
обстановке, учит их на партнерской основе решать сообща проблему, выполняя
какую- либо работу стремиться находить пути усовершенствования процессов общения. Поэтому в своей работе мы
стараемся изобретать такие формы, которые помогут нам в формировании понимания
в детско-родительских, дружеских, отношений, сформировать понимание отношения к
миру вообще, умению определять себя в социуме. Работу по социализации ребенка
мы начинали еще задолго до подготовительной группы и построили ее на основе
главной структурной составляющей – СЕМЬЕ. И семь основополагающих направлений
взяли за основу своей педагогической деятельности.
Во-первых,
традиционные родительские собрания у
нас не совсем «традиционные». На каждое родительское собрание мы готовим
презентацию о деятельности детей в детском саду в определенный отрезок времени,
в различных формах организации режимных процессов, в организованной
исследовательской деятельности по определенной теме недели, участие детей в
проектах, экскурсиях и просто информация о наших буднях. Презентации оформляем
в виде «слайд-шоу», а также с демонстрацией видео роликов. Кроме этого на
собраниях показываем организацию непосредственной образовательной деятельности
в какой-либо из областей. Дети любят в присутствии родителей показать свои
умения и навыки, далее родители видят, что его ребенку дается легко, а какая
деятельность требует определенных усилий.
Во-вторых,
в нашей группе мы оформляем на стенде рубрику «Калейдоскоп событий», где постоянно обновляется материал новыми
фотомонтажами о разнообразной деятельности детей в режимных моментах, затем мы
помещаем его в папки, которые в течение всего периода доступны как детям, так и
взрослым. Любой может, как странички хорошо иллюстрированных журналов полистать
«документальные материалы из жизни нашей группы». Так родители узнают чем живут
их дети в детском саду и иногда им самим хочется принять в какой либо
деятельности участие.
В
третьих, мы для родителей и детей в вечернее время организуем совместные «мастер-классы», где родители учатся
вместе с детьми делать мебель кукольную из картона, строить дома из спичечных
коробков, создавать игрушки из природного материала, осваивают искусство «Бонсай»,
пробуют себя в качестве художников, принимая участие в наших художественных
мастерских, в качестве артистов, участвуя в театральных постановках.
В
четвертых, в нашей группе в совместной деятельности с родителями и с детьми
мы создаем познавательную рубрику «А
знаете ли вы?». По каждой изучаемой теме мы собираем материал из серии
«интересные факты» из жизни животных, истории государства, жизни людей,
природных явлений, музыки, искусства и другие. Родители с детьми ходят в
библиотеку, находят материал в интернете, делают с детьми фотографии, рисунки,
оформляют в виде рисованных страничек, придумывают загадки, сочиняют сказки.
Дети всегда с гордостью говорят, что об этом они нашли вместе с мамой, папой,
бабушкой, дедушкой! «А, нам с мамой дали грамоту в детской библиотеке и
подарок, потому, что мы читающая семья!» - с гордостью сообщил нам воспитанник.
В
пятых, традиционной стала у нас игровая программа «Своя игра!», которую мы организуем с родителями и детьми один раз
в квартал. Это как бы своего рода маленький экзамен, проверка наших знаний с
детьми по изучаемым темам. Об игре мы информируем родителей заранее, вместе с
детьми готовим приглашение и пишем объявление. Дети сами закрашивают буквы
объявления, рисуют и вырезают картинки для приглашений. Игра проходит
интересно, родители, порою, как дети огорчаются и радуются, обмениваются
впечатлениями, делятся своими секретами пирогов, которыми угощают всех во время
чая-паузы в процессе игры.
В
шестых, еще одна интересная «изюминка» в нашей работе «Выходной вместе с Вами!». Зимой мы ходим с детьми и родителями на
лыжную базу, каток, строим зимние постройки. Весной и осенью принимаем участие
в субботниках на аллее «Радости», на участке детского сада, а летом из отпуска
привозим фотографии и оформляем альбом «География моей страны». Мечтали летом
поехать с палатками на отдых, но к сожалению наше северное лето не позволяет
осуществить нашу мечту.
В
седьмых, мне хочется подчеркнуть важность еще одного момента в нашей
работе, который мы определи, как «Партнер».
Рабочий день воспитателя устроен так, что порой не хватает 24 часов в сутках,
чтобы охватить все – планы, организация и проведение тематической недели,
подготовка к непосредственно-образовательной деятельности, участие в подготовке
и проведение праздников. Огромную помощь в работе с детьми и родителями мы
видим во взаимодействии с другими организациями и предприятиями города это школа,
библиотека, музей, детский дом творчества, заповедник, культурно-досуговый
центр, станция юных натуралистов. Благодаря тесной взаимосвязи со специалистами
учреждений мы организуем и принимаем участие в районных конкурсах детского
творчества, в праздниках и мероприятиях пропагандирующих ресурсные возможности
здоровой и крепкой семьи, что является неотъемлемой частью создания условий для
положительного опыта социализации ребенка.
|