Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Суббота,16.01.2021,11:37

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 "БРУСНИЧКА"

НАШЕМУ САЙТУ
8 лет!  
И ЭТО ВСЕ О НАС

Телефоны служб, электронные адреса учреждений
Наш опрос
Какие направления в организации деятельности с детьми для вас кажутся наиболее важными.
Всего ответов: 98

Категории раздела
ПРЕЗЕНТАЦИИ [7]
Работы выполнены педагогами МДОУ
ПРОЕКТЫ [3]
СТАТЬИ [13]
Статьи педагогов, опубликованные в средствах массовой информации
СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ [1]



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » СТАТЬИ

«СЕМЬЯ – ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ, ГДЕ ВМЕСТЕ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ»
22.05.2013, 06:31
   Что такое вдохновение? Это творческий подъём на решение всех поставленных вопросов, это жизненный прилив сил, это путь к открытию. А для малыша – это сотрудничество и содружество взрослого и ребёнка.
   Детско – взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно: их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются его желания, порывы, права и обязанности 
  Именно вдохновенное отношение к миру – радостное, удивлённое, заинтересованное помогает малышу увидеть, что наш мир полон загадок и тайн, разгадывание которых чрезвычайно увлекательно.
   Из опыта  своей работы, я часто говорю родителям о том, как важно дать возможность в семье дошкольнику попытаться самостоятельно найти ответ на  поставленный перед ним вопрос. Без вдохновения семьи заинтересованность в решении проблемы у ребёнка может и не появиться. Кроме того, мы взрослые отнимем у малыша возможность задуматься, пережить сомнения, без которых не может возникнуть и настоящего чувства уверенности в правильности, найденного, в конце концов, решения. Он не сможет по-настоящему ощутить радость своего открытия.
   В то же время невозможно ждать, а уж тем более требовать от ребенка дошкольного возраста проявления: настойчивости и упорства при решении каких бы то не было задач.
   Наряду с самостоятельными поисками ребенок нуждается и в сотрудничестве — в совместной деятельности — с семьёй.
  Родители  служат ему поддержкой. Но, конечно, только в том случае, если в семье не подавляют  его инициативу. Не «давите» на малыша, а просто примите  вдохновенно участие — в его наблюдениях, экспериментах, рассуждениях.
   Вряд ли стоит мне долго объяснять пользу совместной деятельности ребенка и взрослого, протекающей в благожелательной обстановке. Она несомненна!!!  Ребенок получает возможность непосредственно наблюдать за вашими действиями, перенимать те средства и способы, которыми вы пользуетесь, и тут же включать их в свои действия. Кроме того, мудрое распределение функций в совместной деятельности позволит ребенку ощутить себя ее полноправным участником, «на равных» разделить её успех с вами. 
   Замечательно, если у вас сложилась привычка вместе с ребенком  любоваться природой, наблюдать, что происходит в ней.
   Несомненно, ребенку необходимо полноценное общение, при котором его внимательно слушают, обсуждают его предложения и вопросы. Только в такой обстановке, где признается право на ошибки и их исправление, он может безбоязненно проявлять самостоятельность, собственную инициативу и творчество.
   К вопросам ребенка стоит особо прислушаться: зачастую они бывают удивительно интересными. Не всегда, правда, дети в силах сформулировать свои вопросы самостоятельно. Часто вопрос ребенка не сразу бывает, понятен взрослому. Для того чтобы разобраться в нем, необходимо внимательно проследить за ходом детских мыслей, выяснить, каким образом «родился» вопрос, вдохновенно найти ответ. И если это удастся, вы будете вознаграждены сторицей.
   Вопрос ребенка может послужить началом вашего с ним совместного исследования. Так, мой воспитанник Денис (4 г.) во время чтения сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» настойчиво спрашивал: «Почему зайчик попал под трамвайчик?» Его совершенно не удовлетворял мой доволь¬но-таки нравоучительный ответ: «Зайчик переходил через улицу в не положенном месте, плохо посмотрел по сторонам и не заметил, что трамвай едет».
   Выяснилось, что Денису очень хотелось, чтобы зайчик успел перебежать дорогу перед трамваем. Он был уверен, что это возможно — надо только «бежать очень быстро».
Я, как воспитатель уже знала о том, что   семья Дениски, всегда является источником вдохновения своего ребёнка. Вечером я подробно рассказала о том, что волнует Дениса и своими размышлениями подтолкнула родителей к решению вопроса, который мне задал их сын.
Что получилось, судите сами?! 
Но, то, что произошло с моим воспитанником - есть результат совместного вдохновения семьи….. 
    Смоделировав вместе с сыном дома данную ситуацию, рассказанную мной, при помощи игрушечных машин и зайчика, мама, папа и Дениска выяснили, что если трамвай близко, то как быстро ни бежишь, перебежать через дорогу не успеешь (при этом, конечно, они не воспроизводили в данной модели непосредственно тот момент, когда трамвай переехал зайчика). Убедившись в том, что зайчику невозможно успеть перебежать дорогу перед трамваем, Денис продолжал настаивать: «Тогда пусть трамвай остановится! Почему он не может остановиться?!»
   Этот вопрос послужил началом  нового вдохновлённого выяснения того, что машина  не может сразу остановиться, если до этого сильно разогналась. Родители предложили мальчику проверить это «на себе»: сильно разогнавшись, остановиться точно у черты, проведенной на полу в комнате. Оказалось, что это вовсе не так просто: что-то как будто тянет тебя вперед и не дает остановиться.
   Если, толкнув мячик, машину или другую игрушку, поставить на их пути руку, то, во-первых, рука ощутит сильный толчок.  Во-вторых, они все равно сразу не остановятся — рука продвинется вместе с ними на некоторое расстояние (можно заметить «путь торможения» — от того места, где поставили руку, до того места, где она остановилась вместе с движущейся игрушкой). Если поставить на пути движущихся игрушек какое-то препятствие (кубик, «кирпичик»), то оно может быть «сметено», а игрушка продвинется дальше.
Так постепенно, наблюдая и экспериментируя, Дениска пришёл к выводу о том, что водитель, затормозив, не может сразу остановить машину — она проезжает еще некоторое расстояние. 
   Придя в детский сад, он рассказал о своём  новом открытии, «захлёбываясь» в словах и эмоциях. Дети его слушали внимательно и старались не перебивать.
   И тогда мне как воспитателю стало излишне -  долгие беседы о правилах перехода через улицу, о правилах поведения на горке при катании на санках (ведь санки тоже не могут сразу остановиться, скатившись с горы).
Повторяя свои действия после обсуждения их с семьёй, Дениска будет поступать более осознанно: у него уже есть определенная цель и план ее осуществления. Воплощать их — это особое удовольствие.
Успех ребенка во многом зависит от вас уважаемые родители от вашего вдохновения — от того, насколько посильные для него задачи (как познавательного, так и практического характера) предлагаете ему.
НО, если случилось так, что вы переоцените у малыша силы и ваша «задачка» оказалась чересчур трудной, не стоит фиксировать его неудачу. Да и неудача ли это? Ведь вполне возможно, что через некоторое время эта трудная проблема будет решена ребенком, решена блестяще и вполне самостоятельно!
  Просто для этого понадобится несколько больше  вдохновлённого времени, чем вы рассчитывали. Или, возможно, вам стоит тщательно продумать тот путь, который приведет ребенка к успеху. Вероятно, для этого понадобятся ситуации, задачи, аналогичные по существу, но новые по форме. Может быть, стоит выстроить «цепочку» таких постепенно усложняющихся ситуаций и заданий. 
  И еще: не спешите объяснять, растолковывать ребенку задачу. Не лишайте его, да и себя тоже, радости вдохновения открытий — ведь и вы совершаете открытия, узнавая своего ребенка.
В заключение хочется напомнить слова великого Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь, ему  открыть это в себе».
Категория: СТАТЬИ | Добавил: Брусничка
Просмотров: 613 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Поиск
НАШИ НОВОСТИ


ДЛЯ МАМ И ПАП
 
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство образования Иркутской области
  • Служба по контролю и надзору в сфере образования Ирк. обл.
  • ОГАОУ ДПО ИРО

  •  

    НАШИ КОЛЛЕГИ!

         
    Брусничка - 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz