Создание предметно - развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ к ООП ДО.
Авторы проекта Заведующий МДОУ д/с №5 «Брусничка» О.А. Проценко Заместитель заведующей по методической и воспитательной работе С.М Папаева г. Бодайбо 2012г. Управленческая проблема В связи с введением в практику работы ФГТ к основной общеобразовательной программе и предметно – развивающей среды был проведён анализ существующих условий в учреждении. Посредством, которого была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в МДОУ д/с №5 отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды. Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах МДОУ д/с №5: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то ест наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Таким образам возникает противоречие: в детском саду создана предметно – развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести. Цель: Создание предметно - развивающей среды в соответствии с Федеральными государственными требованиями с целью улучшения условий пребывания детей в ДОУ. Задачи проекта: 1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно – развивающей и предметно – игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир детства» МДОУ д/с №5. 2. Формировать профессиональную компетентность педагогов в условиях внедрения федеральных государственных требований. 3. Разработать рекомендации по созданию предметно – развивающей и предметно – игровой среды в МДОУ д/с №5 с учётом возрастных особенностей, потребностей и интересов детей; 4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной; 5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно – развивающей среды; 6. Внедрить инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Гипотеза исследования: Предполагаем, что создание предметно-развивающей среды будет способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях МДОУ д/с №5. Сроки реализации: 2012 – 2015 г.г. Концепция проекта Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в МДОУ д/с №5 важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. Каждому коллективу дошкольного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников? Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребёнка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления стол отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребёнка, способствующее современному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников МДОУ д/с №5. Всё это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно – развивающей среды, реализованных в рамках проекта «В мире детства». Ресурсное обеспечение проекта Материальные затраты на реализацию проекта составят расходы на приобретение современного игрового и дидактического оборудования, рекомендованного примерным перечнем ФГТ предметно-развивающей среды в ДОУ в каждой возрастной группе. Общая денежная сумма, необходимая для пополнения предметно-развивающей среды на группу дошкольного возраста, согласно бюджетного финансирования и привлечение внебюджетных средств. 1.Материалы и оборудование для игровой деятельности - Игрушки - персонажи и ролевые атрибуты - Игрушки - предметы оперирования - Маркеры игрового пространства - Поли - функциональные материалы 2. Материалы для игры с правилами - Для игр на ловкость - Для игр «на удачу» - Для игр на умственную компетенцию 3.Материалы и оборудование для продуктивной деятельности 3.1. Материалы для изобразительной деятельности: - Для рисования - Для лепки - Для аппликации 3.2 Материалы для конструирования - Строительный материал - Конструкторы - Детали конструктора - Плоскостные конструкторы - Бумага, природные и бросовые материалы 4. Материалы и оборудование для познавательно – исследовательской деятельности - Объекты для исследования в действии - Образно – символический материал - Нормативно – знаковый материал 5. Материалы и оборудование для двигательной активности - Для ходьбы, бега и равновесия - Для прыжков - Для катания, бросания, ловли - Для ползанья и лазанья - Для общеразвивающих упражнений 6.Материалы и оборудование для музыкальной деятельности - Музыкальные инструменты - Оборудование для музыкальных занятий Содержание деятельности педагогов и детей в ходе реализации проекта На этапе формирования предметно-развивающей среды в МДОУ д/с №5 необходимо организовать большую многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта «В мире детства». Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде МДОУ д/с №5. В ходе реализации проекта педагогам придётся выступать в качестве дизайнеров, декораторов, портных, художников, конструкторов, психологов и мастеровых. Найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать пространство детского сада. Зонирование помещений продумать и решить таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства необходимо будет сформировать разные центры. Подобрать с учётом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установить так, что ребёнок мог найти удобное и комфортное место для своей деятельности исходя из эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально используемое пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства - Сюжетно-ролевых игр «Мы играем»; - Сенсомоторного развития «Мир под рукой»; - Уединения «Мой милый домик»; - Безопасности; - Конструирования «Маленькие строители»; - Физкультурно-оздоровительный «Юные спортсмены»; - Театрализованный «Играем в театр» - Краеведения «Мой край»; «Мой город – Бодайбо»; - Творчества «Талантливые пальчики»; - Музыкальный «Мир музыки и звуков»; - Развития речи «Говорю правильно»; - Групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»; - Центр песка и воды; - Природы «Юные экологи»; - Экспериментирования «Юные исследователи»; - Развивающих игр «Эрудиты». Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребёнком из окружающей его среде. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр «Мы играем» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать. Особое внимание в МДОУ д/с №5 уделяется оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп должна быть сделана ставка на приближение предметной среды к домашней. Большое внимание необходимо уделить воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах на видном месте должны быть выставлены атрибуты, литература, предметы национальной культуры народов Севера, Иркутской области. При оформлении учитывается мнение воспитанников, и используются работы, изготовленные под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить. Оформление лестничных маршей и коридоров МДОУ д/с №5. Каждый стенд, выполненный руками педагогов, имеет определённое смысловое значение. Так, предлагается к оформлению следующие стенды: - Информационные: Визитные карточки о жизни МДОУ д/с №5; - Педагогический вестник, для вас родители, родителям о малышах, дорожная азбука, олимпийские резервы; - Познавательно-развивающие: Я познаю мир, Бодайбо - моё будущее; - Достижений: Фотогалерея из жизни детского сада, галерея звёзд, с кисточкой в ладошке, в гостях у сказки и т. д. При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы. Предполагаемый результат проекта Таким образом, коллектив сумеет сделать так, чтобы предметно – развивающая среда станет соответствовать требованиям нормативных документов ФГТ к ООП ДО. Ожидается, что в проекте примут участие сотрудники МДОУ д/с №5. В ходе реализации проекта заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно – развивающей среды будут привлечены родители, что положительно повлияет на взаимодействие участников образовательного процесса. Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выберет занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Ожидается, что воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Значительно возрастёт продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети смогут создать и выполнить много рисунков, поделок, рассказов. Экспериментов, игровых импровизаций и т.д.
|