1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура сегодня
– это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей
здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по
конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания
новых форматов работы с ребятами в этом направлении.
В соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года
№889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений
всех видов введен третий час физической культуры. Это продиктовано объективной
необходимостью повышения роли физической культуры и спорта в воспитании
школьников, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура»
определён в ФГОС нового поколения как обязательный для изучения на всех
ступенях общего образования. Его главной задачей является укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию
школьников.
Предметные результаты по программе
«Физическая культура» должны отражать большой диапазон приобретаемого
обучающимися опыта как в части укрепления и сохранения индивидуального
здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового
и безопасного образа жизни, толерантного социального поведения, так и в
овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта,
мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Удовлетворение индивидуальных спортивных
интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по
выбору и разнообразная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной
направленности.
Модульная программа по
Физической культуре для 1-11 классов общеобразовательных учреждений «ФизкультУРА!»
(далее – программа) разработана коллективом ООО «Премьер-УчФильм», в которой систематизирован интересный опыт некоторых
общеобразовательных учреждений Рязанской области в части
физкультурно-спортивного воспитания обучающихся на различных ступенях образования
в соответствии с их интересами.
Цель
программы:
формирование
умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через
активизацию интереса к учебному предмету
«Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.
Реализации основной
цели программы будет способствовать решение следующих задач:
- формирование у обучающихся умений и навыков в
выполнении физических упражнений, направленных на укрепление их здоровья,
профилактику заболеваний, развития вредных привычек;
- использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической
культуры и спорта, состояния здоровья и функциональных возможностей организма;
- формирование у обучающихся осмысленного
понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни,
используя при этом ресурсы физической культуры и спорта.
При составлении программы учитывалась
одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование
личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры и готовой к
социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности.
В программе делается акцент на дифференцируемость её использования в соответствии с
физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физическими возможностями,
приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении,
уровнем материально-технического спортивного обеспечения общеобразовательного
учреждения.
Очень важно также и то,
что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую
физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие
черты характера, как чувство товарищества и солидарность.
2. Общая характеристика
программы
Настоящая модульная
программам имеет три раздела, представляющих
содержание основных форм физической культуры в начальной, основной и
средней (полной) школе, что вместе составлет целостную систему физического
воспитания в образовательном процессе.
Содержание программного
материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.
Вариативная часть физической
культуры обусловлена необходимостью учета в работе общеобразовательного
учреждения индивидуальных пожеланий и способностей детей, региональных, национальных
и местных спортивных приоритетов.
Цели и задачи
программы реализуются через создание учебного и игрового пространства, участия
в спортивно-оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», спортивные КВНы,
шахматно-шашечные турниры, пр.).
Гибкость
содержания и структуры программы обусловлена:
- возможностью её использования при различных
уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения;
- возможностью использования как программы в
целом, так и отдельных ее модулей;
- возможностью её
использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный
кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул,
спортивно-массовые мероприятия пр.).
3. Место программы в образовательной деятельности общеобразовательных учреждений (учреждений отдыха, оздоровления) и занятости детей в каникулярный период
Программа рекомендуется
для использования:
- в общеобразовательых
учреждениях на всех ступенях образования:
·
как
программа по учебному предмету «Физическая культура»;
·
в
рамках внеурочной деятельности обучающихся;
·
как
интегрированных курсов в учебный предмет «Физическая культура» (использование
отдельных модулей);
· при
организации досугового и каникулярного отдыха детей на територии
общеобразовательного учреждения;
·
в
группах продлённого дня;
·
при
организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий с детьми и подростками
в школе;
- в системе
дополнительного образования обучающихся;
- в работе учреждений отдыха, оздоровления
и занятости детей в каникулярный период.
Формат использования программы и её
место в процессе физического воспитания обучающихся - по усмотрению
конкретного учреждения.
Программа предназначена
для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп.
В результате изучения программы обучающимися должны
быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные
личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании
собственного здоровья;
- навыки формирования собственной
культуры здорового образа жизни;
- знания о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- готовность
и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному
самоопределению;
- уважительное отношение к иному
мнению;
- овладение навыками
сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства
доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности
и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность,
внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в
решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи
окружающим.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые
проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи,
акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать,
контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в
соответствии с возможностями своего
организма;
- умение работать
в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать
конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание
и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура».
B результате освоения обязательного
минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры и знать:
• oб особенностях зарождения физической культуры,
истории первых Олимпийских игр;
• о способах и особенностях движений и
передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов
в осуществлении двигательных актов;
• о работе скелетных мышц, систем дыхания и
кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего
контроля за деятельностью этик систем;
• о терминологии разучиваемых
упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на
организм;
• об общих и индивидуальных основах
личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики
нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
• о причинах травматизма на занятиях
физической культурой и правилах его предупреждения.
В результате освоения обязательного минимума
содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры и знать:
• физиологические и психологические
основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств,
современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями
с разной функциональной направленностью;
• физиологические основы деятельности
систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках,
возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в
разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития
ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования
индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий
физической культурой;
• индивидуальные способы контроля за
развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения
физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью,
правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания
простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики
травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
В результате освоения обязательного минимума
содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь:
- характеризовать:
· особенности
организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей
профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
· особенности
обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических
способностей на занятиях физической культурой;
· особенности
форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их
структуры, содержания и направленности;
· особенности
содержания и направленности различных систем физических упражнений, их
оздоровительную и развивающую эффективность.
- определять:
·
уровни
индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
·
эффективность
занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и
физическую работоспособность;
·
дозировку
физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
5.
Содержание МОДУЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к
личностным характеристикам выпускника общеобразовательного учреждения в части
формирования и использования навыков и правил здорового образа жизни, а также
требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету
«Физическая
культура».
Освоение базовых основ
физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Без базового компонента невозможна
успешная социализация в обществе и эффективное осуществление профессиональной деятельности,
независимо от её направления. Базовый компонент составляет основу общегосударственного
стандарта общеобразо-вательной подготовки в сфере физической культуры и не
зависит от региональных, национальных особенностей и индивидуальных интересов
(запросов) обучающегося.
Учитель должен обеспечить каждому
ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и
гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем
двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа для урока
физической культуры состоит из набора основных модулей, освоение которых
направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных
школьников и укрепления их здоровья
.