Кровопролитные теракты на нашей земле унесли не одну тысячу жизней. Страшные по своим последствиям Норд-Ост и Беслан потрясли весь мир. Это не забудется никогда. Мы все должны по-другому посмотреть на проблему терроризма. Терроризм жесток. Сегодня самые эффективные методы террора - насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей, которые оказываются наиболее беззащитными, попав в ситуацию теракта. Чаще всего они не знают, как себя вести при угрозе теракта или при свершившемся террористическом нападении. Настоящие рекомендации позволяют получить информацию, помогающую лучше ориентироваться в вопросах обеспечения личной безопасности.
Детям о терроризме
К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г.). Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма. Возможно, главная реакция — это СТРАХ. И за себя, и за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности. Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас. Характерно и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность, ощущение беспомощности — эти чувства могут транслироваться от взрослого к ребенку. ГНЕВ — естественная реакция на происходящее. Дети могут испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам. Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности — на близких.
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ
- Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами.
- Например: «Я вижу, ты потрясен этим». Иногда трудно подобрать нужные слова.
- Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Это действительно тяжело для тебя и для нас».
- Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность — это нормально.
- В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются необходимые меры,
- чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается правительство, армия, другие взрослые.
- Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать непреодолимый страх,
- который им трудно выразить словами.
- Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут беспокоиться и за него и за себя
- («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»).
- Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если уедет тот или иной близкий человек?
- К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
- Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке»,
- то тем самым не признаем серьезности его эмоциональных реакций.
- В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все наладится.
- Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком? Это зависит от его возраста.
- Если вы говорите с дошкольником ограничьтесь только самыми необходимыми деталями.
ПОМОГАЙТЕ ВАШИМ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С ИХ СТРАХАМИ
- Помогите детям убедиться в их личной безопасности.
- Расскажите, что предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма.
- Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных мероприятий,
- тщательно проверяются документы и багаж пассажиров самолетов,
- есть современные технические средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.
- Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы, например отхода ко сну
- (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие игрушки, любимое одеяло и т.д.).
- Это повышает у ребенка чувство стабильности и безопасности.
- Чем меньше ребенок, тем больше времени сейчас нужно проводить с ним.
- Выделите при этом специальное время (пускай даже небольшое),
- которое будет посвящено играм или общению только с ним.
- Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.
- Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких звуков и др.).
- Ребенок может бояться засыпать один.
- Посидите рядом несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут.
- Разрешайте держать включенным неяркий свет.
- Если дети в семье спали в разных комнатах, они могут захотеть спать вместе, разрешите им это.
- Постепенно возвращайтесь к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в безопасности.
- Попробуйте показать детям, что чувство контроля над ситуацией можно приобрести,
- оказывая поддержку другим людям, предпринимая какие-то действия.
- Например, послав необходимые вещи, игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал.
- Это можно сделать через соответствующие организации.
- Если кому-то из членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на этот случай.
- Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по каким-то обстоятельствам
- (например, в общую командировку с вашим родственником).
- Не позволяйте детям проводить слишком много времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте.
- Направьте их внимание на любимые занятия.
- Постарайтесь сами меньше времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
- Если вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию
- на печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой.
- Например, помощью детского психолога, в случае необходимости — и врача.
Выберите время для себя и постарайтесь разобраться в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это поможет вам лучше понять своего ребенка.